Как отвечать на вопросы на конференции. Как отвечать на неудобные вопросы во время выступлений? Типовые вопросы, задаваемые докладчику на междисциплинарном семинаре

Конференции — неотъемлемая часть стартап-тусовки, но их обилие провоцирует споры об эффективности. Мы попросили рассказать двух экспертов о том, как они относятся к всевозможным конференциям, и предлагаем читателям присоединиться к дискуссии.

Степан Данилов основатель MeYou и DoDocs

Польза от конференций — это:

1. Передача актуальных компетенций. Текущие игроки рынка рассказывают свежие рыночные кейсы и решения. Это полезнее, чем просто обучение. Но менее системно и обычно широко.

2. Место актуализации экспертов и специалистов. Если вы не ходите на конференции, о вас никто не знает. Если вас не приглашают выступать на конференциях, вас экспертом не считают.

3. Место актуализации игроков рынка. Любой рынок состоит из тех компаний, которые на этом рынке заметны. Конференции — хороший термометр благополучия и размера компании. По материалам, формату присутствия, то есть по тому как представлены компании, можно субьективно определять какие лидеры рынка живы, активны и как у них дела.

4. Место и время для полезных знакомств. Увеличение своего круга профессиональных знакомств. На кофе-брейках, в перерывах, есть возможность познакомиться с полезными людьми. Вас окружают потенциальные клиенты, исполнители, заказчики, работодатели.

А еще мы выяснили особенности бесполезной конференции:

а) Знакомиться никто не умеет, большинство — стесняется;

б) Никто не успевает найти того, кто был бы ему полезен;

в) Бейджи не помогают понять, чем полезен посетитель;

г) Неизвестно, как легко получать презентации после спикеров;

д) Никто не запоминает, что нужно делать с каждой полученной визиткой.

Люди приходят не только выслушать спикеров, но и попробовать перезнакомиться и обменяться инсайдами и мнениями. Если организаторы конференции заинтересованы в хорошем послевкусии, тогда они больше уделяют внимания нетворкинг-зонам, перерывам, интерактивам.

Если же цель организаторов конференции только продать побольше и подороже билетов — к сожалению, конференцию любить не будут. Потому что «никто не любит ходить ногами на вебинары».

Кстати, мы тут как раз про проблемы конференций ролик сняли. Не хочется, чтобы выглядело рекламой, поэтому последние 15 секунд не смотрите.

Владислав Цыплухин сооснователь издательского дома «Комитет»

Есть лишнее время — почему бы и не сходить проветриться, послушать людей. Может, они натолкнут на какую-то идею. Но информационная база, на основе которой рождается идея, формируется исключительно в одиночестве. С листочком бумаги и карандашом.

Про Томаса Эдисона говорили, что если бы он обучился в университете, то якобы смог бы тратить меньше времени на свои изобретения и изобрести больше полезных вещей. Что перед тем, как искать иголку в стоге сена, он мог бы сначала задуматься, где она может находиться вероятнее всего. Он же предпочитал «перебирать каждую соломинку». И я считаю, что в переборе этих соломинок рождается глубокое понимание процессов.

1) Определение цели конференции.

1) Распределение ролей: председатель, жюри, докладчики, участники дискуссии

2) Составление программы конференции.

3) Подготовка доклада.

4) Подготовка выступления по докладу.

II. Проведение конференции

1) Выступление докладчиков.

2) Обсуждение докладов.

1) Подведение итогов конференции.

Стереотипы речевого поведения участников конференции

1. Открытие конференции (для председателя).

Дорогие друзья, (участники конференции) наша конференция посвящена... Разрешите открыть наше заседание

Открывая конференцию, я хотел бы обратиться к вам с небольшим вступительным словом.

В своём вступительном слове я хочу напомнить, что...

Были обсуждены вопросы, связанные с...

Все перечисленные проблемы найдут отражение в докладах...

Прежде чем предоставить слою докладчику, разрешите напомнить вам, каков порядок проведения...

Убедительная просьба - соблюдать регламент. Прошу докладчиков не забывать о регламенте...

2. Выступление (для докладчика)

Тема моего доклада (сообщения).

Предмет нашего рассмотрения...

Я собираюсь остановиться на следующих вопросах...

Актуальность темы определяется тем, что (состоит в том, что),...

Нами были рассмотрены следующие вопросы...

Проведена следующая работа...

Мы не должны забывать, что...

Как известно (известно, что...; мы знаем, что)...

Позвольте сказать в заключение, что... (перейти к выводу).

Моё время истекло, другие дополнят меня. Благодарю за внимание.

3. Ответы на вопросы

Если я правильно вас понял, то вас интересует...

Попробую ответить на ваш вопрос...

Дело тут вот в чем...

Я затрудняюсь ответить на этот вопрос (сказать что-либо го этому вопросу, привести более конкретные данные, назвать какие-либо цифры (материалы)).

Я не берусь ответить на этот вопрос.

Вопрос не имеет однозначного решения (остаётся пока ещё открытым, требует дополнительного изучения (специального обсуждения)).

Это именно то, что мне хотелось показать в своём докладе.

4. Обсуждение докладов

Предлагаем задавать вопросы

Прошу задавать вопросы докладчику

У кого есть вопросы к докладчику? Есть ещё вопросы?

Это вопрос или высказывание?

Если вопросов нет, разрешите перейти к обсуждению доклада

Кто желает выступить?

Мы вернёмся ещё к этому вопросу

5. Подведение итогов обсуждения докладов

Я думаю, что надо закончить обсуждения и поблагодарить докладчиков за их интересные и очень содержательные доклады.

Невозможно в нескольких словах ответить на все эти вопросы.

- Я хотел бы на это обратить ваше внимание.

6. Вопросы к докладчику (для участников)

Не могли бы вы подробнее остановиться на вопросе...

Каково ваше мнение о...

Скажите несколько слов о...

Вы коснулись в докладе такого вопроса... Разъясните, пожалуйста.

7. Выступление по докладу

- Я с большим интересом прослушал доклад.

- Я хотел бы привести ещё несколько примеров в подтверждение сказанному.

Докладчиком проделана большая работа.

Я думаю, что выражу наше общее мнение, если скажу, что...

Я вполне разделяю точку зрения.

Я присоединяюсь к мнению докладчика о том, что..., но утверждение о том, что... пожалуй, является спорным.

Докладчик поставил целый ряд принципиальных вопросов о...

В докладе приводятся интересные данные о...

Как стать Докладчиком Конференции?

Пройти online-регистрацию, получить подтверждение и внимательно проработать:

Естественно, Докладчик может предложить свою тему (это отлично!), но чтение указанных документов позволит ему лучше соориентироваться в тематике очередной Конференции…

Прислать в Оргкомитет Доклад в соответствии с принятыми правилами оформления ;

Примечание: если у потенциального Докладчика есть несколько тем или хотелось бы выяснить как лучше подать определённую тему, можно заблаговременно прислать в Оргкомитет краткое изложение (тезисы) Доклада и интересующие вопросы.

Своевременно дорабатывать Доклад в соответствии с рекомендациями Оргкомитета. (Статистика показывает, что 2-3 раза дорабатывают свой Доклад не менее 90% Докладчиков. В получении максимально качественного Доклада заинтересован и Докладчик, и Участники Конференции, и Оргкомитет и Читатели Доклада в Internet).

Отвечать на письма Оргкомитета и 1 раз в месяц читать новости очередной Конференции в .

Как стать Участником Конференции?

Пройти online-регистрацию, получить подтверждение, проверить правильность введённых данных (особенно, e-mail)

Примечание: если Вы не получили ответа в течение дня, пожалуйста, пройдите регистрацию ещё раз - возможно, в Вашем e-mail была допущена ошибка

В срок оплатить участие (если Участник не оплатил во время своё участие по льготным ценам, он оплачивает участие по действующему коммерческому тарифу);

Желательно: участвовать в различных исследованиях, проводимых перед очередной Конференцией - Оргкомитет в своих письмах всегда о них информирует...

Что и как нужно сделать, чтобы гарантировано НЕ попасть на Конференцию?

За полгода до начала Конференции, на какой-нибудь тусовке сказать кому-то из представителей Оргкомитета: «Ну, я к Вам как-нибудь подъеду» и считать это cвершившейся online-регистрацией...

Написать при регистрации единственный e-mail с ошибкой (лучше - сразу с двумя).

Стойко НЕ отвечать на письма Оргкомитета, либо поручить это Сотруднику, который НЕ читает либо НЕ отвечает на письма Оргкомитета.

Ни в коем случае НЕ подписываться на группы в , где заблаговременно (за 5-6 месяцев) анонсируются все мероприятия и ежемесячно (!) освещается подготовка к очередной Конференции;

Всё делать кое-как и непременно в последний момент: проходить online-регистрацию, отвечать на письма Оргкомитета, оплачивать своё участие...

Позвонить после всех Дэдлайнов (лучше всего - вечером накануне Конференции) и порадовать Оргкомитет: «Мы к Вам прорываемся с семьёй из Саратова! Билеты уже взяли. Куда приходить-то?»

Что нужно сделать, чтобы провести свой тренинг / семинар в рамках Конференции (даже бесплатно)?

Партнёры:

Полезная цитата:

Невнедрение инноваций тупо мстит всем… «… в СССР за многие десятилетия так и не смогли отладить механизм «внедрения» достижений науки в производство. В этом сказались органические недостатки самой распределительной системы организации производства. Китай начал рыночные реформы с приходом к руководству страной Дэн Сяопина в 1978 г. Мы могли бы это сделать уже в 60-е годы. Но тогда экономическую реформу спустило на тормозах консервативное партийное руководство. В результате - два с лишним десятилетия упущенных возможностей. И это в наше динамичное время! Кажется, это ещё одна трагедия России, последствия которой народ расхлёбывает». Келле В.Ж., Цивилизация и культура, в Сб.: От философии жизни к философии культуры / Под ред. В.П. Визгина, СПб, «Алетейя», 2001 г., с. 72.

Материал основан на многолетних наблюдениях над работами, участвующими в конференции «Ломоносов», а также в других молодежных конференциях. В первую очередь рекомендации предназначены для филологов, но в целом могут быть полезны и юным ученым других специальностей – с поправкой на специфику специальности, разумеется.

Рекомендации предназначены для тех, кто впервые собирается выступать на научной конференции, и могут быть полезны тем, кто не очень хорошо понимает, что это такое и как с этим всем быть. Короче, тем, кому научник сказал «Надо», а как надо – вдаваться в подробности не стал.

Перед прочтением необходимо включить чувство юмора. Все совпадения случайны, а ситуации вымышлены. Всё, теперь можно читать)

Предуведомление : тезисы на конференциях – это не план курсовой работы и не список основных положений. Тезисы – это маленькая, но гордая и самодостаточная статья!

1. Тема

С чего начинается работа над тезисами и докладом? С выбора темы, разумеется. Во-первых, тема тезисов должна соответствовать тематике конференции и содержать что-то новое. Лучше не брать тему, на которую существует сотня исследований.

Во-вторых, она должна быть в меру узкой: вам предстоит делать доклад на 10-15 минут, и впихнуть в это время всю курсовую или диссертацию вряд ли получится. Докладчик обычно разрывается между стремлением изложить глобальные выводы и необходимостью приводить конкретные примеры. В плохих тезисах конкретные примеры либо отсутствуют, либо болтаются где-нибудь сбоку этаким бантиком. В хороших тезисах глобальные выводы делаются на основе анализа конкретных примеров. Изложение глобальных идей без конкретного анализа выглядит бездоказательным. Анализ материала без общей идеи выглядит школьным перечислением фактов.

Теперь самое сложное. Не уйти в сторону от темы и соблюсти логику ее развития.

2. Название

Не бойтесь конкретных и простых названий.

Не стоит пытаться впихнуть в название весь первый абзац своей работы. Если название длиннее двух строчек – в консерватории что-то нужно подправить.

Проще всего сформулировать название уже в самом конце работы над темой. Если тема выдержана и нет никаких отступлений от нее, это будет просто сделать.

3. Структура работы

Введение
Самое трудное – первое предложение работы (). В нем нужно ответить на простой вопрос: «Почему то, что я буду писать дальше, важно». Обычно пишут о том, что такая-то проблема важна, потому что о ней мало кто писал. Или писали очень многие известные ученые, но вы в ней увидели то, чего не видели они. Или применили известный метод на неизвестных текстах и получили значимые результаты. Значимые – то есть отличающиеся от обычных и способные повлиять на дальнейшее развитие гипотезы. Это называется «научная новизна». Работы без научной новизны являются рефератами . То есть если вы просто перечислили, какие бывают точки зрения на какую-то проблему у разных ученых – это плохо. Если вам удалось как-то их систематизировать, выделить закономерности, описать причины – уже лучше, есть элемент самостоятельной работы. Но такая работа всё равно проиграет работе, в которой есть самостоятельное исследование материала.

Если вы пишете об авторе или произведении, мало кому известном, в первом абзаце стоит дать краткую информацию: даты жизни, страна обитания, литературное направление, почему автор и поставленная вами проблема должны быть интересны читателю.

Не бойтесь обозначить во введении, что вы собираетесь делать: «в данной статье мы рассмотрим», «наша работа посвящена» и т.д. Это очень хорошие и удобные обороты. Кстати, они помогают четко задать тему работы: раз уж пообещали – придется выполнять.

Если в работе меньше 10 000 знаков, введение не должно превышать 1 абзаца и не должно содержать пересказ всех работ, когда-либо написанных на вашу тему. Плохое введение – то, которое занимает две трети всего текста и содержит общие слова о важности той конкретной науки, которой вы занимаетесь. Короче, введение должно быть четким, конкретным и маленьким. Те, кто будет читать или слушать вашу работу, сами знают о важности той науки, которой вы занимаетесь: они занимаются ей же. А «лирика» противоречит жанру научной статьи.

Текст работы должен быть четко структурирован, положения – подкреплены примерами, примеры – их анализом. Не злоупотребляйте примерами: на каждое положение достаточно 1-2.

Рассуждение должно быть логичным. Нельзя перескакивать с темы на тему, лирические отступления недопустимы.

Заключение должно суммировать выводы, сделанные на основании анализа примеров. Или отвечать на вопрос «Почему это всё важно». Иногда говорят, что заключение – это введение, написанное другими словами и в прошедшем времени (то есть «В нашей работе мы рассмотрим…» – «Таким образом, мы рассмотрели… доказали… обосновали… проанализировали… и т.д. »). Но лучше уж такое заключение, чем никакого. В заключении не должно быть новых положений или примеров: оно подводит итог уже написанной работе.

Не надо писать названия разделов “Введение” и “Заключение” в самом тексте: это ж не монография, в работе на 2 странички такая структура выглядит смешно.

4. Оформление работы

Главное правило здесь – четко соблюдать требования оргкомитета. Вы удивитесь, но если оргкомитет просит вас оформить текст 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом, эти странные люди действительно хотят, чтобы текст, присланный вами, был оформлен 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом! Да-да, и поля должны быть не 0,5 см, а 1,5, 2 или 3! И да, они действительно за этим следят! Потому что эти странные люди готовят потом макет, и им проще отказать неправильно оформленным тезисам, чем возиться с их переоформлением.

Тезисы, оформленные по правилам, – это не только требования хорошего тона. Это первый показатель того, что начинающий исследователь умеет читать и правильно осмыслять информацию. О каких научных изысканиях можно говорить с человеком, который оказался не способен правильно понять фразу «сноски не допускаются» или «объем – не более 7 страниц»? Такая работа должна быть отклонена.

Текст должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Печально, что приходится говорить об этом отдельно.

Кстати, слово «вуз» пишется МАЛЕНЬКИМИ буквами (см. любой справочник Розенталя, параграф 27, п. 3-б). В названии вуза только первая буква – заглавная: Московский государственный университет. И по этой модели пишется название любого вуза (Розенталь, параграф 22, п. 6), независимо от того, что думает администрация вуза или создатели вузовских сайтов. Не надо сокращать названия своих вузов (СГУ – Саратовский? Самарский? Ставропольский? Стерлитамакский? Соловецкий? Соликамский? Самый-самый?..). Не надо писать “официальное” название: ГОУ ВПО ППКС АБВГД “Парижская академия садоводства” выглядит странно.

Опасный момент оформления – схемы и картинки, нарисованные в Ворде. При макетировании они едут во все стороны, поэтому лучше ими не злоупотреблять. Равно как и таблицами, которые могут в макете выглядеть совсем не так, как в вашем тексте. Кстати, таблица не должна занимать больше трети всего текста.

Прописная истина: у всех цитат должен быть указан источник. Источник цитаты обязательно включает номер той страницы той книги, откуда она взята.

Текст, процитированный без кавычек и ссылок, является украденным текстом. То есть это плагиат.

Википедия не является научным источником! Это значит: не надо использовать ее как ЛЭС или научную монографию. И ссылаться на нее как на научный источник нельзя.

5. Библиография

Важный элемент любой работы – библиография или список литературы.

Кажется, что это всё очень сложно. На самом деле, обычно достаточно внимательно прочитать требования. Пункт об оформлении библиографии там непременно содержится и часто именно он – самый пространный и подробный. Единой модели оформления библиографии нет, поэтому следует придерживаться предложенного оргкомитетом. Хотят они название курсивом, автора – жирным шрифтом и тире между каждым пунктом – да пожалуйста. Не хотят – не надо.

Не надо злоупотреблять библиографией. В тезисах стоит приводить в библиографии только те работы, которые непосредственно цитируются в тексте. В противном случае вы рискуете написать после своих тезисов длинный список “вообще важных” научных трудов, который оргкомитет безжалостно вырежет. Или оргкомитет, забив на сопоставление трехстраничного списка литературы с двухстраничным текстом самой работы, просто вырежет ваши тезисы из сборника…

Если объем тезисов – 2 страницы, то библиография не должна занимать даже половину страницы (да, есть научные традиции, где это норма, но мы говорим о среднестатистической работе для среднестатистической студенческой конференции). Если вы захотите перечислить все работы, написанные по вашей теме, места на собственную работу у вас не останется. Поэтому ограничьтесь 1-2 самыми важными. В принципе, в тезисах на 2 страницы библиография не должна превышать 5 пунктов.

Ну и последнее: некрасиво, когда из 5 пунктов библиографии 4 – ссылки на ваши же предыдущие работы .

5. Соотношение доклада и тезисов

Тезисы – это маленькая статья, которая разворачивается в доклад. Время доклада ограничено 10-15 минутами, а объем тезисов – обычно примерно двумя страницами Ворда. Доклад может быть чуть подробнее тезисов, может содержать больше примеров, чуть больше теоретического материала, но не стоит намного расширять текст, иначе вы не уложитесь в регламент.

Регламент необходимо строго соблюдать: это правило хорошего тона. Только очень невоспитанные люди превышают регламент.

Примеры, особенно если их много и они детально анализируются, стоит выделить в раздаточный материал («хендаут»). Это сэкономит вам время: вместо их зачитывания можно будет просто ткнуть пальцем в листочек.

Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Это, конечно, красиво и впечатляет: вы нажимаете на кнопку, и тот текст, который вы только что произнесли, с переливами и всякими эффектами меняется на текст того абзаца, который вы только будете читать. Но ваши слушатели умеют воспринимать текст на слух. Презентации оправданы только в том случае, если работа построена на использовании визуальных материалов: фильмов, картин, картинок, интернет-сайтов, компьютерных программ. Во всех остальных случаях хендауты удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить.

Бумажные хендауты также застрахованы от технических проблем. Им всегда хватает шнура до розетки, у них не бывает проблем с кодировкой, шрифтами, они читаются со всех флешек, дисков и дискет… Короче, хендауты надежнее и удобнее. Правда, мигать красиво при смене страниц не умеют. Но это не так уж и страшно.

Доклад лучше, конечно, рассказывать, а не зачитывать. Монотонное чтение очень быстро утомляет слушателей. Другой крайностью является «взгляд и нечто» – лирическое отступление на околонаучную тему, в котором нельзя выловить структуры и смысла.

Начинающему докладчику, конечно, проще делать доклад, зачитывая его по распечатке. Однако после третьего-четвертого выступления следует научиться отрываться от нее и стараться рассказывать, а не зачитывать.

Очень хорошо помогает в этом подготовка плана доклада и рассказ по нему дома пойманной в угол маме, кошке или младшей сестренке. В плане должны быть даны в удобной вам форме основные положения, выписаны все даты и нужные цитаты. План-конспект позволит, с одной стороны, не зачитывать по бумажке текст. С другой стороны, он не позволит потерять порядок мыслей и положений.

Обязательно потренируйтесь перед докладом с каким-нибудь слушателем и часами. Со временем вы научитесь определять, сколько именно времени уходит на определенный объем текста, но сперва лучше порепетировать с таймером на мобильнике. Потому что превышать регламент некрасиво, а чтение в жанре «пулемет Максим приветствует белогвардейскую атаку» утомляет слушателей и не позволяет им оценить все достоинства вашего прекрасного доклада.

6. Вопросы и обсуждение

Обсуждение – важнейшая часть научной работы. Поэтому необходимо с самого начала учиться отвечать на вопросы, а также задавать их. Цель вопросов – вовсе не завалить и унизить докладчика, как бывает на школьных конференциях («Какой вклад в науку вы внесли вашим выступлением? А вы читали малоизвестного китайского философа Сунь Фунь Чая? Нет? Так что после этого вы можете знать о русских березках?!! А процитируйте седьмую строфу пятой главы «Евгения Онегина»!»).

В научном сообществе интересное обсуждение и важные вопросы – показатель удачного доклада. Именно обсуждение способно дать важнейший толчок для научного развития молодого ученого.

Учитесь видеть суть чужих докладов, анализируйте их структуру, композицию, отмечайте удачные моменты – это поможет вам научиться выступать самим. Во время подготовки доклада продумывайте возможные вопросы – о чем вас захотят спросить? Что может потребовать дальнейшего обсуждения? Что, скорее всего, покажется непонятным? Где слабые места в ваших рассуждениях? Не пугайтесь вопросов: рассматривайте их как повод побольше рассказать о своей работе.

Помните, что слушающие – тоже люди. Если вас спрашивают о том, о чем вы уже говорили, не стесняйтесь повторить: возможно, ваш коллега просто отвлекся и прослушал, например, именно те два предложения, в которых вы описывали, как именно вы употребляете термин «концепт». Если вопрос непонятен – не стесняйтесь переспросить.

Задавая вопрос, руководствуйтесь единственным правилом: не надо выпендриваться. Спрашивайте только то, что вам действительно показалось интересным. Однако не стоит уходить в частности: не спрашивайте о том, что будет интересно только вам и докладчику. Это можно обсудить в кулуарах.

Кроме прямых вопросов, допускаются реплики: если при слушании доклада у вас возникла мысль, которая, как вам кажется, может натолкнуть докладчика на какие-то интересные выводы, не стесняйтесь ее озвучить.

Кстати, вопросы задают и пришедшие в голову мысли озвучивают после доклада, а не во время его, и докладчику, а не соседке.

Будьте благожелательны и корректны. Если дискуссия дала докладчику какие-то новые мысли, как-то способствовала его дальнейшему научному развитию – значит, конференция для него прошла не зря. И это всегда приятно.

7. О научной этике

Только неудачник делает один доклад дважды на разных конференциях . Дважды один доклад делать нельзя. И трижды тоже нельзя. Да-да, и четырежды. Начинающие авторы, написавшие всего один текст, одобренный научным руководителем, почему-то забывают об этом правиле научного сообщества и начинают рассылать свои тезисы по всем возможным конференциям. Впрочем, студентам это обычно прощают, но в списке публикаций 3 статьи с одинаковым названием и почти одинакового объема сразу показывают коллегам: вы имеете дело с неудачником, который забывает, что количество научных публикаций должно подкрепляться их качеством.

Кроме того, в случае, если оргкомитет узнает о статьях-дублях до публикации, он имеет полное право снять работу.

Впрочем, на одну и ту же тему можно сделать разные доклады – но разве не скучно писать об одном и том же два раза разными словами, строго следя, чтобы тексты не совпадали?

На большинстве конференций не приветствуют два доклада от одного автора, даже если они – на разные темы. Причина простая: хорошо подготовить и прочитать доклад сложно. Если же студент-третьекурсник заявляет сразу 2, а то и 3 доклада, сразу возникает вопрос об их качестве. Зачем делать 2 плохих доклада, если можно сделать 1 хороший?

Отдельная проблема – соавторы. В филологии соавторство не особо распространено. У редкой работы бывает 2 соавтора, еще реже встречаются работы, где соавторов больше двух. Если это, конечно, не серьезная научная монография, но мы-то говорим о тезисах.

Запомните: соавторство студента и научного руководителя чаще всего выглядит смешно и унизительно для научного руководителя. Потому что если текст писал научник, то зачем ему было приписывать к себе студента? А если студент – ну, с научником, который такое позволил, тоже тогда всё понятно. Функция научного руководителя заключается именно в руководстве, но никак не в соавторстве любой работы, написанной его студентом. Случаи равноправного научного партнерства студента и его научного руководителя, которое могло бы считаться соавторством, встречаются крайне редко.

Выводы

Научные конференции – это замечательный праздник науки. Именно на конференциях молодой ученый (студент, аспирант, молодой кандидат наук) получает возможность предъявить научному сообществу результаты своей работы. Именно на конференциях студенты и аспиранты учатся говорить на равных с профессорами и академиками, оттачивают мастерство публичных выступлений. В первый раз это всегда страшно. Очень страшно. И любой профессор до сих пор наверняка помнит, как тряслись коленки, когда он шел к доске, сжимая в руках листочки своего первого научного доклада…

Не бойтесь. У вас всё получится.

P.S. В процессе подготовки материала ни один чайник не пострадал)))

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи

Спрогнозировать успех своего выступления можно ещё на стадии просмотра программы мероприятия. Как много там спикеров? Сколько времени отводится на презентацию каждого? Может, вам повезло и они уже заявили свои темы? Платное ли это мероприятие для слушателей? С какими целями они идут туда? Это очень важные вопросы, потому что воспринимать вас будут в контексте всего этого.

2. Учтите тайминг

Чем больше спикеров, тем вероятнее, что аудитория уже после обеда превратится в пеньки с глазами. Если вы выступаете с самого утра или во второй половине дня, добавьте в рассказ больше полезной практической информации, юмора и взаимодействий с залом. Если ваша презентация - одна из последних, наоборот, сократите речь до самых ключевых моментов, чтобы не раздражать уже уставших слушателей.

3. Обдумайте тему

Выбирая тему, важно учитывать контекст: было бы неприятно попасть в ситуацию, когда у вас с кем-то одинаковый материал. Узнать об этом заранее не всегда возможно. Некоторые спикеры сохраняют интригу вплоть до дня мероприятия. Может быть и такое, что темы заявлены разные, а по факту звучать будет одно и то же.

Поэтому лучше всего выбирать актуальный для аудитории вопрос, который вы знаете больше, чем планируете раскрыть в презентации. Так вы сможете вынести на слайды главные тезисы и свободно рассказывать по ним, не сильно отклоняясь от темы. Это позволит чувствовать себя увереннее и в случае совпадения просто дополнить предыдущего оратора.

Конечно, лучше изначально взять в рамках темы какой-то один момент и подготовить о нём что-то полезное и интересное. Так риск совпадения будет меньше. На худой конец, всегда есть случаи из практики, по которым можно озвучить свои выводы.

4. Проработайте структуру

Люди слушают внимательнее, когда представляют объём и содержание того, что им предстоит услышать. Для этого можно сделать первый слайд с кратким перечислением вопросов выступления. В речи желательно придерживаться того же правила. Например: «Главные вопросы сегодня - X и Y. Первый делится на А, B и C. В случае с А будет так, в случае с B - так, а с C - так. Y, по нашему опыту, ведёт себя иначе. Вот так».

5. Взаимодействуйте со слушателями

Взаимодействие со слушателями поможет вам сделать их лояльнее. Вопросы часто идут со скрипом, поэтому начните с быстрых тестов или загадок. Например: «Напишите на листочках, как вы думаете, что популярнее: А или B. Никому не говорите, позже мы к этому вернёмся» или «Разделитесь на группы на основании ответов на эти четыре вопроса, посмотрите на людей из соседней, именно с ними вам будет комфортнее всего работать».

Можно рассказывать материал на примере бизнеса кого-то из зала, если людей не очень много и у других будет шанс позже предложить на анализ свой. Всегда можно придумать что-то такое, что вовлечёт и немного расслабит аудиторию.

6. Не бойтесь шутить

Юмор в презентации разбавляет сухой профессиональный язык и помогает поддержать интерес к вопросу. Если вы уверены в своём чувстве юмора, можете вставить шутку собственного сочинения или переделать мемы из вашей ленты в социальной сети. Если не очень, используйте чужие картинки, которые забавно иллюстрируют ситуацию.

7. Не жадничайте

Если цель вашего присутствия (но не конференции) - продажа продукта, не делайте всю презентацию о нём. Особенно если мероприятие платное. Посвятите большую часть выступления полезной для всех информации, а ближе к концу расскажите, как обозначенные проблемы решает ваш продукт, и предложите заинтересовавшимся людям подойти для более подробного обсуждения.

Не стоит быть жадным и на знания: старайтесь предлагать слушателям погуглить или «потом почитать», только если это дополняет тему, а не заменяет рассказ о ней. Если вы не готовы делиться какими-то секретами, лучше их не упоминать или использовать формулировку «К сожалению, сейчас не могу рассказать подробнее».

8. Обращайте внимание на детали

Внимательно посмотрите материалы, которые вы используете в презентации. Вдруг туда попали графики с видимыми изменениями, причину которых вы не знаете, или слова, перевод которых вы забыли?

Вопросы аудитории иногда могут поставить в тупик, и вдвойне обидно, если вас подставит собственная презентация.

Если вы используете видео, лучше делайте это в начале или в конце слайдов. Ролик может не запуститься или зависнуть, придётся включать повторно, а вам - заполнять неловкую паузу.

9. Используйте потенциал анимации

В умелых руках анимация слайдов работает на рассказчика. Постепенно показывая элементы на слайде, вы сможете наглядно демонстрировать структуру явления, задавать интригующие вопросы, акцентировать внимание на разных участках и даже шутить. Увлекаться не стоит, но в небольших количествах это выглядит эффектно.

Можете создать красивую интерактивную презентацию с помощью онлайн-сервиса . Особенно она спасёт вас во второй половине дня, когда слушатели уже устали от однотипных статичных слайдов.

10. Подготовьтесь к форс-мажорам

Всё учесть невозможно, однако от самых очевидных заминок можно себя обезопасить. Подготовьте заранее пару забавных фраз на случай технических проблем («Включите презентацию, а то я не учил», «Мне нужен работающий микрофон, хочу, чтобы все знали») и несколько конструкций, которые позволят перевести неудобный вопрос в более комфортную для вас плоскость. Перед выступлением проверьте презентацию, кликер, микрофон, возьмите воду.

11. Не забывайте классику

Готовясь к выступлению, помните банальные, но от того не менее полезные советы:

  • Несколько раз отрепетируйте выступление.
  • Не перегружайте презентацию, избегайте мелкого шрифта.
  • Не тратьте время слушателей на ерунду, говорите как можно более конкретно и по делу.
  • Мысленно выберите в разных частях зала двух-трёх человек и рассказывайте им, чтобы не терять зрительный контакт с аудиторией.
  • Закончите выступление на 10–15 минут раньше, чтобы оставить время на вопросы.