Знакомство с системой программирования кумир. Знакомство с системой программирования кумир Инструкция по выполнению заданий

1 урок

Простейший алгоритм.

Откройте программу «Кумир» Рис.1

Рис.1

Используя из строки меню «Программа→Открыть программу→1 Пример.kum», в поле алгоритма появится 1 пример Рис.2

Рис.2

Для выполнения нажмите F9 при этом в строке выполнения появится запись Рис.3 , в ответ на это надо ввести число, например 5 и нажать « Enter » Рис.4

Рис.3 Рис.4

Введите второе число, например 7 и нажмите « Enter » Рис.5 алгоритм выполнен!

Рис.5

Очистите поле алгоритма «Программа→Новая программа» - поле очищено.

Имя алгоритма может быть любым набором символов:

Имя бывает у величин, таблиц, алгоритмов и исполнителей. Имя – это последовательность

слов, разделенных пробелами. Первое слово имени не должно начинаться с цифры. Ни

одно из слов не должно быть ключевым словом.

Примеры имен: m, погода на завтра, Ноябрь 7, Седьмое ноября, дом_57б.

Примеры неправильных имен:

Альфа-бета (”-” — недопустимый символ)

Альфа или омега (или — ключевое слово)

Типы величин

Величины, с которыми работает КуМир-программа, подразделяются на несколько типов.

Величина каждого из типов может принимать свой набор значений. В языке КуМир предусмотрены следующие типы величин:

цел — принимает целые значения от -2147483647 до 2147483647

вещ — принимает вещественные значения между и

лог — принимает значения да или нет (внутреннее представление – да=1, нет=0)

сим — значением может быть любой литеральный символ (практически любой символ)

лит — значением может быть строка литеральных символов

Типы цел и вещ называются числовыми; типы сим и лит — текстовыми.

Язык КуМир содержит встроенные функции преобразования числовых типов в тексто-

вые и наоборот. При необходимости значения целого типа автоматически переводятся в вещественные, а символьные — в текстовые. Для преобразования вещественных

значений в целые используется встроенная функция int

На первых уроках будем рассматривать только первые два.

Описание величин: величины описываются рядом с ключевым словом нач

Нач цел j, k, n, вещ s

Математические операции

Название операции или функции

Форма записи

сложение

вычитание

умножение

деление

возведение в степень

корень квадратный

абсолютная величина

знак числа

синус

косинус

тангенс

котангенс

арксинус

арккосинус

арктангенс

арккотангенс

натуральный логарифм

десятичный логарифм

степень числа e

минимум из чисел x и y

максимум из чисел x и y

остаток от деления x на y

частное от деления x на y

целая часть числа x

случайное число в диапазоне от 0 до x

x + y

x - y

x * y

x / y

x ** y

sqrt(x)

abs(x) и iabs(x)

(-1, 0 или 1) sign(x)

sin(x)

cos(x)

tg(x)

ctg(x)

arcsin(x)

arccos(x)

arctg(x)

arcctg(x)

ln(x)

lg(x)

(e . 2 . 718181 ) exp(x)

min(x,y)

max(x,y)

(x, y — целые ) mod(x,y)

(x, y — целые) div(x,y)

int(x)

rnd(x)

Составление алгоритмов.

  1. Составить простейший алгоритм на вычисление среднего арифметического 3 чисел. Данные вводятся с клавиатуры.

алг среднееарифм

нач цел а,б,с, вещ д

ввод а;ввод б;ввод с

д:=(а+б+с)/3

вывод "д=",д

кон

  1. Составить программу на нахождение гипотенузы в прямоугольном треугольнике по введенным с клавиатуры катетам. (напоминаем)

алг гипотенуза

нач цел а,б, вещ с

ввод а;ввод б

с:=sqrt(а*а+б**2)

вывод "с=",с

кон

  1. Составить программу на вычисление заданного с клавиатуры синуса угла (напоминаем что sin α надо перевести в радианную меру: где пи=3,14

алг синус

нач цел а,вещ пи,с

пи:=3.14

ввод а

с:=sin(а*пи/180)

вывод "синус=",с

кон

  1. Вычислить площадь трапеции по введенным с клавиатуры двум основаниям и высоте(напоминаем S =)

алг трапеция

нач цел а,б,h, вещ s

Ввод а,б,h

S:=(а+б)*h/2

Вывод "s=",s

кон

в последнем примере обратите внимание на строку ввод а,б,h переменные надо вводить через пробел, после последней нажать «Ввод»

Для самостоятельного решения:

(значения переменных вводить с клавиатуры)

Дополнительно:

  1. перевести дюймы в мм, если 1 дюйм = 2,54 мм
  2. перевести км/ч в м/с (умножить на 1000, разделить на 3600)
  3. перевести часы в секунды.
  4. Рассчитать скорость тела (v = S / t )
  5. вычислить площадь и периметр прямоугольника со сторонами а, б
  6. вычислить объем прямоугольной призмы.
  7. вычислить площадь круга
  8. вычислить площадь треугольника по 3 сторонам (формула Герона)
  9. вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Работа с системой программирования КуМир (Комплект Учебных Миров) 1. Установка КуМир 2. Знакомство с исполнителем Робот 3. Основные команды исполнителя Робот 4. Циклы, условия, примеры решения задач. 5. Задачи для самостоятельной работы 1. Установка КуМир Чтобы установить систему программирования КуМир, необходимо сначала перейти на официальный сайт разработчиков этой системы и скачать установочный дистрибутив. Сайт находится по адресу: И выглядит следующим образом: Если нажать на надпись, выделенную красным прямоугольником, то начнется закачка установщика текущей версии программы. Так будет выглядеть скачанный файл: Запускаем установку: 1. Нажимаем «Далее» 2. Нажимаем «Принимаю»

3 Находим ярлык программы на рабочем столе или в меню «Пуск» и пробуем запустить среду КуМир: 2. Знакомство с исполнителем Робот Робот один из исполнителей алгоритмов, доступный в системе программирования КуМир. Чтобы открыть окно робота, нужно нажать на кнопку на панели инструментов, указанную ниже на скриншоте: Должно открыться следующее окно: Как вы видите, робот «живет» на прямоугольном поле, разделѐнном на ячейки. Сам робот это маленький ромбик в центре этого поля. Это поле по-другому называется стартовой обстановкой робота и сейчас мы научимся, как еѐ менять.

4 Итак, заходим в меню «Инструменты» - «Редактировать стартовую обстановку робота». Должно открыться следующее окно: Как видно из раздела «помощь», чтобы добавить препятствия на поле робота, нужно щелкнуть по границе между ячейками, а чтобы переместить робота, необходимо щелкнуть на нѐм левой кнопкой мыши и перетащить в другое место. Попробуем изменить обстановку следующим образом:

5 Теперь осталось сохранить эту обстановку. Выбираем пункт меню «Обстановка» - «Сохранить как стартовую» И выбираем произвольную папку для сохранения и имя файла, жмѐм «сохранить»: Теперь, если ещѐ раз открыть текущую обстановку робота, то мы увидим, что произошли изменения: Обратите внимание, что если открыто синее поле, то вы изменяете стартовую обстановку робота. Если же поле зелѐное, то это текущее поле для работы с роботом. Не путайте их!

6 3. Основные команды исполнителя Робот Примечание: чтобы научиться хорошо работать с роботом, набирайте и выполняйте все алгоритмы, приведённые в данном пособии. Как мы определились ранее, робот это исполнитель алгоритмов. И как у каждого исполнителя, у него есть своя система команд. То есть набор команд, которые робот понимает. Вот основные команды робота: вверх вниз влево вправо закрасить перемещает робота на одну клетку вверх перемещает робота на одну клетку вниз перемещает робота на одну клетку влево перемещает робота на одну клетку вправо закрашивает ячейку, в которой стоит робот Как вы уже поняли, первые 4 команды нужны для перемещения робота по полю. Итак, попробуем эти команды в действии. В КуМире напишем следующий текст (точки в стоках 4, 5, 6 ставятся автоматически): Команда «Использовать Робот» позволяет указать системе КуМир, что мы будем работать с исполнителем робот. Если мы не напишем эту команду, КуМир не сможет распознать команды, которые мы будем вводить. Запись алг нач кон также обязательна и обозначает: алгоритм, начало, конец. Все команды нашего алгоритма для робота мы будем писать между ключевыми словами нач и кон.

7 Итак, реализуем простейший алгоритм для робота. Обратите внимание, что если команды написаны верно, то они подсвечиваются синим цветом. (нельзя написать команды «в низ», «право» или «верх», будьте внимательны!). Выполнить алгоритм вы можете двумя способами: 1. По шагам выполнить одну команду алгоритма и остановиться 2. Непрерывно выполнить все команды алгоритма сразу. Попробуем запустить непрерывное выполнение алгоритма, робот перейдет в конечное положение:

8 Чтобы понять, как «ходит» робот, можно попробовать пошаговое выполнение: для этого нажимайте клавишу F8 или выберите пункт меню «Выполнение» - «ШАГ». Робот сделал 2 команды «вправо» и остановился на команде «вниз». Если ещѐ раз нажать F8 (один шаг алгоритма), то робот шагнѐт вниз и остановится на следующей команде. Таким образом, много раз нажимая F8 мы можем выполнить все шаги алгоритма. Обратите внимание, что выполнение алгоритма всегда начинается из той точки, в которой изначально стоял робот. Попробуем выполнить следующий алгоритм: Робот стоял в левом верхнем углу прямоугольника. После непрерывного выполнения алгоритма он закрасит 3 клетки и окажется в клетке, указанной на скриншоте.

9 Что же произойдет, если мы попытаемся шагнуть «вверх» из начального положения, то есть пойти «в стенку»? Как видно на скриншоте выше, робот разбился, потому что он не умеет проходить сквозь стенки. Алгоритмы, в которых робот разбивается (неважно о какую стену), считаются ошибочными. 4. Циклы, условия, примеры решения задач В среде КуМир есть возможность менять размеры стартовой обстановки. Мы можем уменьшать количество клеток на поле робота, а также увеличивать их. Также можно представить бесконечное поле для робота и решать на нѐм задачи. Допустим, имеется стартовая обстановка, как показано ниже на скриншоте: Задача 1: Робот расположен на поле напротив вертикальной стены, слева от неѐ, размер поля и расстояние до стены неизвестны. Необходимо дойти роботом до стены. Очевидно, что невозможно решить эту задачу просто написав последовательно много команд «вправо», потому что робот либо разобьется о стену, либо не дойдет до неѐ. Угадать это невозможно, так как расстояние до стены неизвестно.

10 Но из условия задачи можно понять, что нам нужно идти роботом вправо до тех пор, пока не встретится стена. То есть нам нужно много раз выполнить команду вправо, но остановиться тогда, когда на пути встретится стена. В этом нам поможет цикл типа «пока». Обратите внимание, что у нас в алгоритме появилась новая алгоритмическая структура цикл. Разберем, как она работает. нц пока начало цикла «пока» справа свободно условие, проверяющее, свободна ли клетка справа. Если стены между текущей клеткой и соседней справа нет, то условие верно (возвращает значение «да»), иначе - условие неверно (возвращает «нет»). кц конец цикла Цикл выполняется следующим образом: 1. Проверяется условие «справа свободно» (т.е. есть справа стена или еѐ нет) 2. Если условие верно, делаем команды, написанные между нц и кц. Если нет переходим на команду, записанную после кц 3. Возвращаемся на проверку условия В начальном положении у робота свободна клетка справа, поэтому условие верно (надпись «да») и робот выполняет команду «вправо». Очевидно, что робот остановится в клетке, которая прилегает к стене (условие станет неверным), то есть дойдет до неѐ. Аналогично, можно решить задачи движения до стены сверху, стены слева и стены снизу на бесконечном поле. Для этого стоит лишь поменять команду условия.

11 Роботу доступны следующие проверки: слева свободно справа свободно снизу свободно сверху свободно эти команды также, как и команды движения, относятся к системе команд робота. Обратите внимание, что команды «вверху свободно», «низ свободно» или любые другие, отличающиеся от приведѐнных выше, будут неверными. Как и с командами движения, правильность написания условий можно отследить по выделению шрифта синим цветом. Задача 2: Обойти роботом прямоугольник изнутри и закрасить все клетки, прилегающие к стенкам (начальное положение робота: верхний левый угол). Начальное положение Алгоритм «дойти до нижней стены» Алгоритм «дойти до нижней стены и закрасить» Подумайте, почему не закрасилась последняя клетка?

12 Алгоритм «дойти до нижней стены и закрасить, дойти до правой стены и закрасить» Аналогично добавим циклы для двух других стенок. Задача решена. Задача 3: Дана стартовая обстановка, представленная на скриншоте ниже. Пройти роботом по коридору, закрашивая только те клетки, у которых присутствует нижняя стенка. Мы знаем, как реализовать алгоритм движения до правой стены. Напишем и выполним его:

13 Теперь подумаем, как закрасить клетки, у которых есть нижняя стенка. Если мы просто добавим в цикл команду «закрасить», то робот закрасит нам все клетки: А нам нужно закрашивать только с тем условием, что снизу есть стена. Посмотрим, как добавить такое условие в алгоритм: Команда если-то-все называется условной (условным оператором) и позволяет по условию выполнять либо одно действие, либо другое. Посмотрим внимательно на условие «не снизу свободно»? Что же оно означает? Команда «снизу свободно» проверяет свободно ли снизу и если свободно возвращает «да», иначе «нет». НЕ это отрицание этой команды. То есть «не снизу свободно» проверяет есть ли снизу стена. И если стена есть (снизу несвободно), то возвращает «да», иначе «нет». В итоге, команда «закрасить» выполняется только тогда, когда снизу стена. Это нам и было нужно. Задача 3.1: Задание то же, что и в предыдущей задаче, но нужно закрасить только те клетки, у которых есть и нижняя и верхняя стенки. Для этого напишем сложное условие (из двух простых, соединѐнных союзом и).

14 Выполнение алгоритма: Робот закрасил только те клетки, где выполняются оба условия «не снизу свободно» и «не сверху свободно», то есть клетки, у которых есть стена сверху и снизу. Задача 3.2: Стартовая обстановка та же, но необходимо закрасить клетки, у которых есть хотя бы одна стена сверху или снизу (или обе вместе). Для этого между условиями используем команду «или»: Обратите внимание, что робот не закрасил только те клетки у которых нет ни нижней, ни верхней стены. Операции не, и, или называются логическими операциями и позволяют из простых условий составлять сложные. Эти сложные условия вы можете записать как в цикл «нц пока», так и в условный оператор «если-то-все».

15 5. Задачи для самостоятельной работы: Примечание 1: Во всех задачах нужно закрасить клетки поля так, как указано в столбце «задание». Начальное положение робота имеет значение и указано на скриншотах со стартовой обстановкой. Примечание 2: После того, как вы написали алгоритм, решающий задачу, попробуйте немного изменить стартовую остановку, не меняя сути задачи (например, уменьшить или увеличить коридор для примера-задачи 3) и снова попробовать выполнить ваш алгоритм. Если и в этом случае все работает верно, то задача решена. Пробуйте ради интереса находить такие стартовые обстановки, в которых ваш алгоритм не будет работать (иначе за вас их найдет учитель;) Стартовая обстановка Задание Расстояние между вертикальными стенками не менее 2 клеток. Конечное положение робота неважно Робот находится в середине горизонтальной стены. Конечное положение робота неважно Конечное положение робота неважно

16 Конечное положение робота неважно Конечное положение робота неважно Конечное положение робота неважно Закрасить указанные ячейки и перевести робота в конечное положение. Другие стартовые обстановки можно взять из демо-версий ГИА по информатике (или придумать самим)


Практикум по КуМир В данном практикуме будут рассмотрены только возможности исполнителя Робот, которые можно использовать для написания программы при выполнении задания ГИА. После запуска среды КуМир на

20.1 Запись короткого алгоритма в среде формального исполнителя Примечание Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля.

Задачи для исполнителя РОБОТ 1.Линейные алгоритмы 1.1. Перевести Робота из начального положения () в точку A за минимальное число шагов любым из возможных способов. 1.2. Перевести Робота из начального

19 Информатика. 9 класс. Вариант ИН933 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом В электронную таблицу занесли данные о сдаче выпускных экзаменов учащимися одного из городов. Ниже приведены первые

Задание 20.1. Составление алгоритма для формального исполнителя (высокий уровень, время выполнения - 45 мин) Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

Итоговая контрольная работа по Информатике и ИКТ 9 класс Демоверсия Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой контрольной работы по информатике отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Задание 1 Выполнение алгоритмов для исполнителя ЕГЭ по информатике

С2_1. Исполнитель обот Исполнитель обот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Ниже приведено описание обота. У обота есть четыре команды перемещения: вверх вниз

Задание 14. Выполнение алгоритмов для исполнителя Робот При решении задач данного вида необходимо знать: 1. В школьном алгоритмическом языке нц обозначает «начало цикла», а кц «конец цикла»; все команды

19 Информатика. 9 класс. Вариант ИНФ951 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом В издательстве детских книг данные об изданных книгах хранятся в электронной таблице. Ниже приведены первые пять

Информатика. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ по теме «Логика и алгоритмы» Инструия по выполнению работы На

Информатика. 9 класс. Вариант ИН933 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые

Информатика. 9 класс. Вариант 1 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты диагностической работы учащихся 8 класса по математике. На рисунке приведены

Информатика. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 1 Информатика. 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (9 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ГИА-9 по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

1 Введение 1.1 Обстановки Робота Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке прямоугольном поле, разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены. Обстановка, в которой находится Робот, называется

Информатика. 9 класс. Вариант ИН90601 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли данные наблюдения за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять

Переводной экзамен «Информатика» 8 класс (базовый уровень) Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по информатике отводится 90 минут (два академических часа). Работа состоит из

ТЕМА «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ» В КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 9 КЛАСС (методические рекомендации по решению задач повышенного и высокого уровней сложности) Малышев Михаил Владимирович,

Решения заданий I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ для учащихся 5-6 классов г. Мурманск 2016-2017 учебный год Цель проведения олимпиады: выявление наиболее талантливых

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Часть А (задание с выбором ответа) Часть 1 (При выполнении заданий этой части (1 6) обведите номер выбранного ответа кружком. Если Вы выбрали не тот номер, зачеркните его и обведите

Итоговая контрольная работа по ИНФОРМАТИКЕ 9 класс, 2015 2016 учебный год Демоверсия ФИ класс дата Инструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей, включающих в себя 13 заданий. Часть 1 содержит

Информатика. 9 класс. Вариант 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты наблюдения за погодой в городе Зарайске в течение года. На рисунке приведены

Информатика. 9 класс. Вариант Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 9 В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по русскому языку и математике. На рисунке приведены первые

Вариант 14-02 Часть А А1. Дано N = 1528, M = 6C16. Какое из чисел K, записанных в двоичной системе, отвечает условию N < K < M? 1) 11011102 2) 11011002 3) 11010102 4) 11010112 А2. Между населёнными пунктами

Работа с окнами Открываемые программы, файлы или папки появляются на экране в полях или рамках, называемых окнами (именно от них операционная системаwindows - Окна - получила свое название). Поскольку

Урок 2: Основы навигации и Правка 2.0 Введение В Уроке 1: Панель инструментов Excel мы рассмотрели элементы интерфейса Excel. Сейчас же мы научимся пользоваться основными его функциями. Это своего рода

Windws Лабораторная работа 1 Тема. Основы работы в операционной системе Windws. Цель. Научиться управлять окнами, выбирать команды меню и работать с окнами запросов, создавать папки, переключаться между

1 Введение 1.1 Общие сведения Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков и т. д. на бесконечном во все стороны листе, ниже этот лист называется чертежным листом. На

1 Программирование на алгоритмическом языке Тема 2. Ветвления Разветвляющиеся алгоритмы 2 Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения: надо вывести на экран первое

Глава третья Работа с текстом 3.1 На компьютере можно написать и напечатать текст. Для вывода текста на бумагу вам понадобится специальное устройство принтер. Создавать текст, оформлять его помогают специальные

Нестандартные решения для Государственных стандартов. Урок 1 «Создание семейств заголовка узла и заголовка разреза для одного листа с возможностью нумеровать узел и разрез одинаковой цифрой» При прохождении

Стартовый контроль 10 класс Вариант 1 (Задания 1-12 по 1 баллу) Часть 1 (обведите номер правильного ответа) 1. Главный редактор журнала отредактировал статью, и её объём уменьшился на две страницы. Каждая

1. Знакомство с Calc В этом модуле вы научитесь: - запускать программу Calc. - распознавать составляющие программного окна Calc. - перемещаться по рабочей странице. - вводить данные. - закрывать программу

Глава 3 АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ 15 АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММА СКРЕТЧ Я недавно смотрел по телевизору передачу о том, как много нас окружает современных технологий. Компьютеры, роботы, сети! Это было очень интересно!

1 / 13 Часть 1 Ответом к заданиям 1 6 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа

Учебный элемент «Создание таблиц в Excel» Цели: Изучив данный учебный элемент, вы сможете: - создавать таблицы; - удалять и добавлять ячейки; - вводить и изменять данные в таблицу; - форматировать и редактировать

Информатика. 9 класс. Вариант ИНФ941 Видеоразбор на сайте www.statgrad.cde.ru 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом 19 В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по лёгкой

1 Выполнение алгоритмов для исполнителя Робот Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Информатика. 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Диагностическая тематическая работа по подготовке к ЕГЭ по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ по теме «Элементы теории алгоритмов и программирование» Инструкция

Работа с программой ABBYY FineReader Банк 7 Руководство пользователя ABBYY 2013 год Обработка документов в программе ABBYY FineReader Банк состоит из четырех этапов: Загрузка Распознавание Проверка Выгрузка

Работа с таблицами 1. Преобразование текста в таблицу. а) Вставьте знаки разделителей, такие как запятая или знак табуляции, в местах, где текст должен быть разбит по столбцам. Используя знак абзаца, укажите,

A18 Тема: Выполнение алгоритмов для исполнителя. Что нужно знать: правила выполнения линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов основные операции с символьными строками (определение длины, выделение

Как открыть программу Microsoft Word 2010 3. Основы работы в MicrosoftWord 2010 MicrosoftWord это многофункциональная программа обработки (редактор) текстов настольная издательская система. В Word е мы

Практическая работа 3: «Работа с рисунками, автофигурами и надписями». Рисунки Вставка рисунка из файла 1. Запустите Microsoft PowerPoint. 2. Откройте создаваемую в ходе выполнения упражнений презентацию.

7. Вывод на печать в Calc Из этого модуля вы узнаете, какими возможностями обладает Calc для вывода файлов на печать. Рассмотрим последовательно: Печать рабочих листов Поля Верхние и нижние колонтитулы

Инструкция по платформе SnilBot После запуска программы перед Вами откроется главное меню программы: Главное меню программы Логин, пароль (получает перед соревнованиями, есть логин и пароль специально

Практикум Создание ярлыков Ярлык это файл, который ссылается на другой файл. Имеет объём 400-600 байт. Открытие ярлыка приводит к запуску программы или открытию папки или документа, на который он ссылается.

Программирование в Scratch / 1 урок «Знакомство со Scratch. Первая программа» Как скачать и установить Scratch Программа Scratch бесплатно скачивается из интернета по адресу https://drive.google.com/file/d/0b4odpylshs2zdzdft1nlrmdmzjq/view?usp=sharing

Информатика. 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Диагностическая тематическая работа по подготовке к ЕГЭ по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ Информатика. 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Часть Определите

Глава вторая Файлы и папки 2.1 Рабочий стол На каждом компьютере установлена основная программа операционная система. Без нее он никому не нужный ящик. Любое задание, которое вы даете компьютеру, выполняет

Глава 2 В данной главе мы познакомимся с последней на сегодняшний момент версией операционной системы Windows от компании Microsoft. Знакомство с Windows будет достаточно кратким, поскольку описание такой

Работа в Word Шрифт и размер букв Текст, который мы печатаем в программе Word, может выглядеть по-разному. Разный вид и размер букв, толщина, начертание, положение текста на странице, цвет текста. Причем,

ИНФОРМАТИКА Рабочий лист 1 С РЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ S CRATCH П ЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО В среде Scratch (Скретч) вы можете создавать свои собственные интерактивные истории, игры и мультфильмы и делиться ими с другими

Задания А13 по информатике 1. Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных почтового отделения. Сколько читателей журнала Сад и огород проживают на Кленовом бульваре? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ: 3 2. Ниже

Домашняя работа по ИНФОРМАТИКЕ 9 класс тем кто не сдает экзамен выполнить вариант****01, тем кто сдает оба варианта Информатика. 9 класс. Вариант ИН90301 2 Часть 1 При выполнении заданий 1 6 в поле ответа

Работа в электронном журнале БАРС.Web-образование 1. Запустите любой браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Safari, Google Chrome, Yandex) 2. В адресной строке наберите адрес сайта http://school.vip.edu35.ru/

Лабораторная работа 1. СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ Схема алгоритма графическое представление метода решения задачи, в котором используются символы для отображения операций и данных. Конфигурацию, перечень и размеры

3. Условное форматирование Из этого модуля вы узнаете: - Что такое условное форматирование; - Как применять условное форматирование. С помощью условного форматирования вы можете присваивать клеткам определённые

Услови е 1 Задание 1 81. Статья, набранная на компьютере, содержит 48 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 40 символов. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ

Урок 1: Интерфейс Excel * версия 2010 * 1.0 Введение Данные в Excel располагаются в «ячейках», которые в свою очередь образуют столбцы и строки. Это помогает нам лучше воспринимать эти данные и позволяет

Основные приёмы и принципы работы в операционной системе Windows. Элементы графического интерфейса ОС Windows. Файлы, папки, ярлыки Рабочий стол Файлы, Командные папки, кнопки ярлыки Пуск (до windows 8)

Информатика (Задачи повышенного уровня из открытого банка заданий ФИПИ) 1. Запись десятичного числа в системах счисления с основаниями 3 и 5 в обоих случаях имеет последней цифрой 0. Какое минимальное

Методическое планирование системы уроков в основной школе Тема: Исполнители Цели: Обучающие: расширить представления учащихся об исполнителях; - освоить систему команд, среду исполнителей Чертежник и Робот.

162 Глава 5. Управление и алгоритмы 28 Графический учебный исполнитель Основные темы параграфа: ш назначение и возможности графического исполнителя (ГРИС); простые команды ГРИС; ш работа в программном

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Создание уроков в компьютерной программе «Интерактивная автошкола. Базовый курс» Методические указания Орел, 2015 Цель семинара-практикума: Изучить основные возможности компьютерной

Управление исполнителем Робот в системе КУМИР

Робот существует в определенной обстановке (прямоугольном клетчатом поле). Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены (рис. 3.11).

Робот занимает ровно одну клетку поля.

По командам вверх, вниз, влево и вправо Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если на пути оказывается стена, то происходит отказ - выдается сообщение о невозможности выполнить очередную команду.

По команде закрасить Робот закрашивает клетку, в которой стоит. Если клетка уже была закрашена, то она закрасится повторно, хотя никаких видимых изменений не произойдет.

Робот может исполнять только правильно записанные команды. Если вместо команды вниз написать внис, то Робот эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке.

О
шибки: 1 синтаксические; 2. логические

Описания обстановок хранятся в текстовых файлах специального формата (формат.fil).

Текущая - обстановка, в которой находится Робот в данный момент (включая информацию о положении Робота).

Стартовая - обстановка, в которую принудительно помещается Робот в начале выполнения программы, использующей Робот.

Порядок работы:


  1. Задать стартовую обстановку по условию задачи:
Меню Инструменты → Сменить стартовую обстановку Робота (нарисовать обстаковку по условию задачи, дать имя, сохранить в Личной папке)

2. Указать Исполнителя:

Меню Вставка →Использовать Робот

3. Написать алгоритм решения задачи.

4. Выполнить алгоритм (Меню Выполнение →Выполнить непрерывно /F9)

Система команд исполнителя Робот в системе КУМИР


Команда

Действие

вверх

Робот перемещается на 1 клетку вверх

вниз

Робот перемещается на 1 клетку вниз

влево

Робот перемещается на 1 клетку влево

вправо

Робот перемещается на 1 клетку вправо

закрасить

Робот закрашивает клетку, в которой находится

справа свободно

Робот проверяет выполнение соответствующего простого условия

слева свободно



сверху свободно



снизу свободно



клетка закрашена



клетка чистая



Циклические алгоритмы

Цикл – организация повторения действий, пока верно некоторое условие.

Тело цикла – набор повторяемых действий.

Условие – логическое выражение (простое или сложное (составное))
Типы циклов:

1.Цикл «Повторять n раз» 2. Цикл «Пока»
нц n раз нц пока
. . Тело цикла. . Тело цикла
кц кц

Пример: нц пока справа свободно


Общий вид цикла «Повторять n раз:

ПОВТОРИТЬ n РАЗ

КОНЕЦ
кц

Общий вид цикла «пока»:

ПОКА ДЕЛАТЬ

КОНЕЦ
Составные условия образуются из одного или нескольких простых условий и служебных слов И, ИЛИ, НЕ.


Составное условие А И В (где А, В - простые условия), выполнено, когда выполнено каждое из двух входящих в него простых условий.

Пусть А - сверху свободно, В - справа свободно, тогда составное условие А И В - сверху свободно И справа свободно.


Составное условие А ИЛИ В выполнено, когда выполнено хотя бы одно из двух входящих в него простых условий: сверху свободно ИЛИ справа свободно
Составное условие НЕ А - выполнено, когда не выполнено условие А.

Пример: Пусть А – клетка закрашена (простое условие).

Проверка составного условия НЕ А:

а) А - выполнено, НЕ А (НЕ закрашено) - не выполнено.

б) А - не выполнено, НЕ А (НЕ закрашено) - выполнено.


Команда ветвления

Ветвление - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Общий вид команды ЕСЛИ:

ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ

КОНЕЦ

В языке КУМИР:

Полное ветвление: Неполное ветвление:
если то если то

иначе

все все

Вспомогательный алгоритм - алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи.

В системе КУМИР вспомогательные алгоритмы пишутся в конце основной программы (после служебного слова кон ), вызываются на выполнение в основой программе по имени.

Вопросы и задания

1. Приведите все алгоритмы из трех команд, которые переместят Робота из исходного положения в клетку Б.

Существует ли для этой задачи алгоритм, при выполнении которого Робот делает:

а) два шага; б) четыре шага; в) пять шагов; г) семь шагов?


  1. Петя составил алгоритм, переводящий Робота из клетки А в клетку Б с закрашиванием каких-то клеток. Что должен сделать Коля с этим алгоритмом, чтобы получить алгоритм, переводящий Робота из Б в А и закрашивающий те же клетки?


7. Известны два вспомогательных алгоритма Робота

Нарисуйте, что получится при выполнении Роботом следующих основных алгоритмов:


а)

нц 5 раз


узор_1

вправо; вправо;


б)

нц 7 раз


узор_2

вправо; вправо


в)
вправо; вправо; вправо

вверх; вверх

вправо; вправо; вправо

вниз; вниз


г)
вправо; вправо
вправо; вправо

8. Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит указанные клетки:



9. Известно, что где-то правее Робота есть стена. Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до стены и вернется в исходное положение.

10. Известно, что где-то правее Робота есть закрашенная клетка.

Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до закрашенной клетки и вернется в исходное положение.

11. Известно, что Робот находится рядом с левым входом в горизонтальный коридор.

12. Известно, что Робот находится где-то в горизонтальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена.

Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернется в исходное положение.


13. В ряду из десяти клеток правее Робота некоторые клетки закрашены.

Составьте алгоритм, который закрашивает клетки:

а) ниже каждой закрашенной клетки;

б) выше и ниже каждой закрашенной клетки.


14. Что можно сказать о правильности следующего фрагмента алгоритма?

нц пока клетка закрашена

ЕСЛИ справа свободно ТО

вправо; закрась

к
ц

15. Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть в клетку Б во всех трех лабиринтах.


16. Напишите программу, следуя которой Робот сможет пройти по коридору от левого нижнего угла поля к правому верхнему. Коридор имеет ширину одна клетка и тянется в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора изображен на рисунке.

З

адачи ГИА


  1. Коридор1. Робот находится где-то в вертикальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена. Составить алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернется в исходное положение.

  1. К
    Надо

    Дано
    оридор2. Робот находится в верхней клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора – одна клетка, длина коридора может быть произвольной.

Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»)

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см.рисунок):


  1. На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток непосредственно сверху от стены. Начальное положение Робота также неизвестно. Одно из возможных положений:
Н


Надо

Дано
апишите алгоритм для Робота, закрашивающий все клетки, расположенные выше стены и прилегающие к ней, независимо от размеров стены и начального положения Робота. Например, для приведенного рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное положение Робота может быть произвольным. При выполнении алгоритма Робот не должен разрушаться.



  1. На бесконечном поле имеется длинная вертикальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно справа от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке (робот обозначен буквой «Р»):Напишите для работа алгоритм, закрашивающий все прилегающие к стене клетки: слева, начиная с верхней не закрашенной и через одну; справа, начиная с нижней закрашенной и через одну. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок): Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любой допустимой начальной позиции робота. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее вертикальной стены и выше горизонтальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).


Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий прилегающие к стене клетки, сверху и снизу, начиная с левой и через одну. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведѐнного рисунка а) Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис. б).

Конечное положение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любой допустимой начальной позиции Робота.



Р

  1. На бесконечном поле имеется длинная вертикальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно слевав от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке (робот обозначен буквой «Р»):
Напишите для работа алгоритм, закрашивающий все прилегающие к стене клетки:

  • слева все;

  • справа, начиная с верхней незакрашенной и через одну.
Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

B
1102_ГИА2011

На бесконечном поле имеются две горизонтальные стены. Длина стен неизвестна. Расстояние между стенами неизвестно. Робот находится над нижней стеной в клетке, расположенной у ее левого края. Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше нижней стены и ниже верхней стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


В
1103_ГИА_2011


На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. От правого конца стены вниз отходит вертикальная стена также неизвестной длины. Робот находится над горизонтальной стеной в клетке, расположенной у ее левого края. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

Для вводного курса с использованием исполнителей используется Кумир с «Модулем поддержки курсов» - МПК, разработанным Д.П.Кириенко, г.Москва . Поддержка МПК включена в стабильные версии системы Кумир только начиная с версии 1.8.0. Версии Кумир до 1.8.0 не содержат возможности поддержки курсов.

Для системы Windows - установить версию 1.8.0 системы Кумир с сайта разработчиков. Ссылка: http://lpm.org.ru/kumir2/files/1.8.0/kumir-1.8.0.rev2565-windows-32bit-setup.exe
Версии Кумир до 1.8.0 не содержат «Модуля поддержки курсов», поэтому нужна именно версия 1.8.0.

Запуск МПК

Для открытия окна МПК используется меню системы Кумир «Инструменты» - «Практикум».

Архив заданий для исполнителя Робот

Задания на исполнителя Робот (0-16 ) выполняются с использованием МПК. Необходимо скачать архив с заданиями , открыть из МПК файл vodoley.kurs.xml или robot.kurs.xml . Этот xml-файл содержит описания заданий, условия задач, ссылки на шаблоны алгоритмов, примеры стартовых обстановок для проверки, проверяющие алгоритмы.

Учащийся должен сохранить курс у себя в рабочем каталоге в файле с именем, например, ivanov.work.xml . В этом файле хранятся тексты решений, созданных школьником, результаты проверки его задач. Впоследствии учащийся должен открывать именно свой рабочий файл *.work.xml .

На примерах стартовых обстановок буквой “A” обозначена клетка, где робот находится до исполнения алгоритма, буквой “B” обозначена клетка, в которую необходимо переместить робота, звездочками в правом нижнем углу обозначены клетки, которые робот должен закрасить.

Инструкция по выполнению заданий

Для выполнения заданий дома учащимися и переноса выполненных заданий в школу имеется