Выбираем трехполосную акустику для дома и автомобиля. Самодельная трехполосная акустика на динамиках Dayton Audio Какая лучше акустика трехполосная или двухполосная

Чем отличаются двухполосные и трехполосные колонки? Что вообще означают эти полосы, и на что они влияют? На эти вопросы ответит статья. Она рассказывает:

  • о том, что такое широкополосные колонки;
  • о видах динамиков;
  • о кроссовере и его значении.

Все это поможет выбрать лучшую , исходя из требований к качеству звучания и собственно назначения колонок.

Широкополосный динамик - что это?

В основе принципа действия широкополосной акустики - разделение звука на разные частотные диапазоны, которые благодаря специальным фильтрам перекрывают друг друга. Каждый такой излучатель лучше всего работает только в определенных частотных пределах. Именно в таком пределе звук и подается на излучающую головку. Это позволяет улучшить звучание.

Чтобы отфильтровать все как положено, разработчики акустики комбинируют:

  • катушки индуктивности;
  • различные резисторы;
  • конденсаторы;


Интересно: у двухполосной напольной - потрясающая мощность в 110 Вт и глубокий бас. К тому же, у стереосистемы есть свой дисплей и функция караоке.

Это означает, что в таких колонках каждый динамик воспроизводит конкретные частоты:

  1. низкие;
  2. средние;
  3. высокие.

То, сколько полос в акустической системе, напрямую влияет на качество звучания.

Раньше на рынке аудиотехники стандартным решением считалась однополосная акустика, хотя звучала она неважно. Но в то время просто не было возможности создать динамик, который был бы способен полноценно охватить весь частотный диапазон. Современным производителям однополосных моделей удалось значительно улучшить звук, но на все 100% это не решило задачу разделения частот. Вот почему аудиофилы предпочитают широкополосную акустику.

Впрочем, если выбирать портативную колонку, то однополосный вариант отлично подойдет. Например, трехваттная блютуз-модель не только неплохо звучит, но и обладает приятной подсветкой - то, что надо для веселья на природе.

Появление в колонках кроссовера

Кроссовер - специальное приспособление, которое применяют в акустических системах. Он подготавливает нужный частотный предел для каждой звуковой колонки (динамика).

Совет : хорошо, если кроме кроссовера в колонках будет магнитное экранирование, как у . Оно избавляет от помех, даже если поставить акустику рядом с монитором или телевизором.


Если частота сигнала, которая подается на низкочастотную колонку, выйдет за пределы диапазона, это может исказить аудиосигнал. Если же границы будут нарушены высокими частотами, то, помимо искаженного звучания, у пользователя могут возникнуть проблемы с «пищалкой» - твиттером. Такой напор ВЧ может попросту вывести динамик из строя.

Вот для чего нужен кроссовер в колонках: он не даст нарушить баланс. Этот элемент препятствует выходу частотного сигнала за пределы диапазона.

Двух-, трех- и более полосные акустические системы

В двухполосных системах схема работы следующая: мидвуфер озвучивает практически все: и бас, и среднюю частоту, а твиттер отвечает только за высокие. Это может стать причиной искажения сигнала в виде повышения тона, особенно если уровень громкости достаточно высокий. Впрочем, если не накручивать громкость до предела, то искажения не будут заметны.

Совет: лучше выбирать колонки с деревянным корпусом. Они делают звучание объемнее и не дребезжат на высоких частотах, в отличие от моделей в корпусах из пластика. Например, у корпус из МДФ, поэтому даже на предельной громкости они слушаются хорошо.

Трехполосные колонки отличаются от двухполосных акустических систем тем, что на каждый их излучатель приходится собственная частота. Наличие дополнительного динамика расширяет направление звуковых волн, за счет чего композиция звучит более реалистично.

Главное отличие трехполосных систем от других - это то, что каждый динамик играет в поршневом режиме. Когда динамик активен, он начинает двигаться. При этом как центральные «точки» его диффузора, так и те, что расположены по периметру, начинают равноудаляться от своего местонахождения. За счет этого искажения аудиосигнала либо отсутствуют совсем, либо настолько незначительны, что уловить их практически невозможно.

Важно: в случае с пассивными колонками, как , многое зависит от усилителя, его регуляторов частот и мощности (она должна совпадать с колонками).

Модели с большим количеством полос вообще не искажают аудиосигнал. Но если хочется такой вариант, то стоит присмотреться к большим напольным системам с крупными излучателями: компактные модели с большим количеством полос будут звучать хоть и громче, но менее качественно.


В этой статье будет рассказано и показано как из различных старых запчастей советских звуковых колонок и электротехнических деталей можно изготовить трехполосная акустическая система удовлетворительного качества. Основной задачей автора при сборке системы, было желание сделать качественную вещь по минимально возможной цене.

Материалы и детали, которые были задействованы для сборки трехполосной акустической системы:

Динамики низкой частоты 25гд26
-динамики средней частоты 3гд8е
-высокочастотные динамики 10гдв-35
-фильтр от с90
-корпусы других звуковых устройств
-деревянные бруски
-болты, саморезы
-клей ПВА
-наждачная бумага
-ДСП
-грунтовка
-герметик
-различные инструменты
и другие детали, которые вы можете заметить на приведенных ниже фотографиях.

Рассмотрим подробнее, что именно повлекло автора заняться этой самоделкой , а так же сам процесс сборки трехполосной акустической системы.

В настоящее время в магазинах торгующих электроникой можно найти огромный выбор разнообразных акустических систем, в том числе активных. Но бюджетная ценовая категория таких систем, несмотря на свой приятный вид, в основном имеет не совсем хорошее звучание, которое не дотягивает до проверенных временем советских звуковых колонок, таких как С30 и С50.

Поэтому целью данного проекта было создание добротной самодельной акустической системы, которая будет надежно работать и иметь достойные звуковые показатели, затратив при этом минимальное количество средств, используя детали, которые можно достать по самым низким ценам на барахолках. В итоге собрав все необходимые материалы, автор приступил к созданию своей акустической системы

Основой любой акустической системы являются динамики. Динамики, которые удалось заполучить автору, были в потрепанном состоянии, так как динамики средней частоты, например, были взяты от устаревшего радиоприемника, который не использовался в течение около 20 лет и все это время стоял на чердаке у приятеля автора. Примерно такая же ситуация была и с динамиками высокой частоты, которые были взяты от системы с90, как и некоторые другие детали. Поэтому первым делом автор приступил к их обновлению и приведению в надлежащее работоспособное состояние. К примеру, низкочастотные динамики 25гд26 собирались из нескольких штук, при этом катушки, естественно, были намотаны заново. Для их намотки был использован провод максимального возможного диаметра, а проводящие косички сделаны длиннее, что в итоге положительно отозвалось на четкости звучания.






Когда основная функциональная часть будущей акустической системы была приведена в порядок, автор принялся за создание подходящего для этой системы корпуса. В качестве материалов для корпуса системы были использованы части корпуса различных акустических устройств и в частности прошлых самоделок автора. Эти корпуса были разобраны, после чего из края были зачищены для последующей новой сборки.

Работа, проводимая над созданием корпуса, хорошо отражена в приведенных фотографиях.

Для скрепления различных частей корпуса были использованы как клей ПВА, так и саморезы с брусками.



[




Задняя стенка корпуса системы собиралась из части корпуса другого устройства и листа ДСП. В итоге стенка получилась около 40 мм толщиной и была дополнительно укреплена. В качестве придания дополнительной жесткости, была использована поперечная рейка, которая послужила своеобразным ребром.















Все детали были ошкурены, сам корпус зашпаклеван и промазан герметиком. Так же производились работы по грунтовке и оклейке корпуса устройства. Кроме того, для того чтобы снизить вибрацию при работе устройства, внутренняя часть корпуса была ватином.


В итоге полученная система по субъективной оценке самого автора, легко переигрывает такие системы как «микролаб соло 6» и многие другие аналоги этой ценовой категории и не только.

Напольными акустическими системами Hi-Fi и Hi-End класса называют колонки, предназначенные для домашнего использования. Акустические системы такого типа применяются для работы в стереосистемах, комплексах 2.1 или домашних кинотеатрах 5.1 и 7.1 в качестве фронтальных сателлитов. Такая акустика хорошо себя зарекомендовала, так как обладает хорошими техническими характеристиками и достаточным запасом мощности. Так же эти колонки выполнены в стильном дизайне, который дополняет домашний интерьер и имеют съемную переднюю рамку с защитной сеткой для более эстетического вида. В комплекте с напольными акустическими системами идут металлические шипы. Они вставляются или вкручиваются в качестве ножек для ограничения привязки к полу во избежание лишних резонансов. Некоторые фирмы-производители ( , ) оснащают свои системы дополнительными основаниями.

Выбор напольной акустики

Выбор напольной акустики Hi-Fi и Hi-End класса довольно трепетный процесс, в котором необходимо тщательным образом ознакомиться с техническими характеристиками системы и грамотно подобрать усилитель мощности. Акустическая система должна быть одного класса с усилителем, а также корректно согласовываться по параметрам мощности и сопротивления. Для высококачественной системы лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, таким как , и прочим. Мощность колонок желательно подбирать такую, чтобы система работала в номинальном режиме, то есть не подвергалась длительной работе на предельной мощности. Особое внимание стоит уделять параметрам частотной характеристики. Чем шире показатели (числовое значение нижнего порога меньше, а верхнего порога больше), тем шире диапазон воспроизводимых частот, а значит и система будет звучать лучше.

При подключении Hi-Fi акустики к усилителю, следует использовать высококачественные акустические кабеля. Среди меломанов принято считать, что акустический кабель это 30% звука. Диаметр кабеля следует использовать с большим сечением жилы, так как это обеспечивает минимальное сопротивление, а значит и лучшую передачу сигнала. Подключается высококачественная напольная акустика как традиционным способом, так и типом Bi-Wiring/Bi-Amping. В этом случае акустического кабеля потребуется вдвое больше, так как для подключения одной колонки используется два кабеля, то есть НЧ и СЧ/ВЧ секции системы коммутируются отдельно и работают независимо. Для подключения такого типа, на коммутационных клеммах колонки существуют металлические перемычки, которые перед подключением необходимо снять. Тип такого подключения акустики можно рассмотреть на моделях: , .

Купить напольную акустику

Купить напольную акустику Hi-Fi и Hi-End класса можно в данном разделе, при этом оформить заказ можно как в онлайн режиме через корзину, либо же позвонив по одному из . В случае, когда Вы не можете найти интересующею Вас модель, либо у Вас возникли вопросы, либо же сомневаетесь в выборе, обязательно обращайтесь к нашим специалистам по тем же контактным телефонам. Мы с радостью поможем в выборе, проконсультируем по комплектации, посоветуем производителя, подберем периферию и поможем сэкономить Ваши средства подобрав лучшее решения под Вашу задачу.

Наша компания находится не первый год на рынке и завоевала доверие многих пользователей. Вся предоставленная для заказа продукция поставляется официальными дилерами, имеет сертификаты соответствия качеству, а также официальную гарантию от производителя. Обращаясь к нам, Вы гарантированно получите лучший товар за разумные деньги.

Участника теста:
35 000 - 78 000 Р *

Принято считать, что наиболее точный и сбалансированный звук создает не напольная, а полочная акустика. Мы часто даже называем полочные колонки «мониторами», имея в виду их почти студийную точность звучания. Однако трехполосная конфигурация, которая также весьма способствует повышению точности и разрешающей способности, используется в полочных моделях крайне редко. Лишь пять моделей удалось найти для нашего теста. Посмотрим, насколько они окажутся хороши.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В трехполосной акустике на каждый излучатель приходится более узкий диапазон частот, благодаря чему мы получаем более высокое разрешение и если не более глубокий, то по крайней мере более четкий и управляемый бас. Однако согласование трех полос требует сложных фильтров, что может привести к снижению динамики, фазовым искажениям и нарушению тонального баланса. Эти аспекты звука я предлагаю рассмотреть особенно внимательно, Качество и цена также будут учтены и получат соответствующие оценки.

78 000 Р *


57 900 Р *


56 700 Р *


35 000 Р *


40 320 Р *

Сводная таблица

Фирма
Модель

Dali
Mentor 2

Polk Audio
LSIM703

Quadral
Argentum 330

Wharfedale
Jade 1

Частотный диапазон, Гц

39—34 000

42—45 000

36—40 000

35—45 000

65—24 000

Чувствительность, дБ

Мощность, Вт

40—180

25—120

20—200

30—120

Импеданс, Ом

Частота раздела кроссовера, Гц

3400, 12 000

500, 2800

н.д., 2800

700, 2600

570, 2500

Диаметр ВЧ, мм

Диаметр СЧ, мм

Диаметр НЧ, мм

Габариты, мм

440x200x350

385x210x345

204x425x37

506x205x280

358x195x328

Масса, кг

Чувствительность (1 Вт/1 м, 1 кГц), дБ

Импеданс max/min, Ом

5,64/21,62

20,43/3,74

41,34/3,39

16,39/3,41

14,29/3,84

Импеданс, среднее значение, Ом

Средний КНИ (100—20 000 Гц, 94/88/82 дБ), %:

0,19/0,24/0,39

0,16/0,20/0,28

0,19/0,18/0,21

0,17/0,17/0,22

0,50/0,60/0,68

Неравномерность АЧХ (100—20 000 Гц), +/-ДБ

Неравномерность АЧХ (160—1300 Гц), +/-дБ

Неравномерность АЧХ (1300—20 000 Гц), +/-ДБ

Неравномерность АЧХ (300—5000 Гц), +/-дБ

Нижняя граничная частота (-10 дБ), Гц

Результаты

POLK AUDIO LSIM703
56 700 Р *

***** Звук
***** Конструкция
***** Качество/цена

По сути своей трехполосная конструкция является самой оптимальной: распределив частоты по трем динамикам, можно заметно увеличить детальность, расширить частотный диапазон, обеспечить лучшую управляемость каждого излучателя и снизить уровень искажений. Однако при этом разработчику необходимо привести к общему знаменателю три совершенно разных по существу излучателя, задав тем самым правильную форму АЧХ и по возможности сохранив их чувствительность на приемлемом уровне.

Все представленные в тесте акустические системы продемонстрировали высокое для своей ценовой группы разрешение, очевидно лучшее, чем у большинства двухполосных моделей аналогичной стоимости, однако не все раскрыли потенциал трехполосной системы в полной мере.

С технической точки зрения
трехполосная конфигурация дает
разработчику гораздо больше
шансов создать ровную, тонально
сбалансированную и широкую АЧХ,
нежели двухполосная.

Из пяти исследуемых моделей лишь в одной были продемонстрированы сразу все преимущества использования трех полос. По этой причине я решил ограничиться одним призом симпатий, вручив его модели Polk Audio LSiM703. Эта акустика звучит наиболее ровно, достоверно и интересно. К тому же она обладает самым мощным басом, позволяющим обойтись без дополнительной НЧ-поддержки. Такой звук вполне подпадает под определение мониторного.

Еще одним потенциальным претендентом на приз симпатий была акустика Kef R300, способная весьма качественно воспроизводить СЧ/ВЧ-диапазон, однако не самый подходящий для данной модели НЧ-драйвер вынуждает использовать сабвуфер с высокой частотой среза, что значительно увеличивает сложность и стоимость системы.

Также стоит отметить неплохой потенциал, заложенный в модели Quadral Argentum 330, раскрыть который можно путем правильного выбора сабвуфера.

* УКАЗАНА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА

Многополосные акустические системы обеспечивают высокое качество звучания благодаря тому, что каждый громкоговоритель специально предназначен для воспроизведения определённой полосы частот и соответственно оптимизирован. . Для обеспечения горизонтальной результирующей АЧХ полосы частот, воспроизводимых каждым динамиком, должны перекрываться плавно, дополняя друг друга. Рассогласование между уровнями звукового давления по полосам и расширение зоны совместного действия динамиков приводят к искажениям АЧХ. Поэтому для правильного выбора важно знать зависимость звукового давления от частоты раздела между полосами. Верхняя кривая соответствует розовому шуму, нижняя - современной музыке

Например, для трехполосной системы мощностью 100 Вт с частотами раздела 400 Гц и 3 кГц мощность распределится следующим образом (при одинаковой чувствительности динамиков) :

    • НЧ-канал - 50 Вт
    • СЧ-канал - 35 Вт
    • ВЧ-канал - 15

Теоретически на количество полос АС ограничений нет. Чаще всего можно встретить трех и пятиполосные конструкции. Такие системы предоставляют большую гибкость в создании для каждой из головок оптимального режима нагрузки по мощности и частотному диапазону. Но одновременно возникают несколько проблем:

  • большие габариты (сложнее обеспечить достаточную для отсутствия резонансов прочность, проблемы с дифракцией);
  • более сложные кроссоверы;
  • несколько областей совместного действия головок;
  • необходимость выравнивания звукового давления головок в частотных полосах.

Неотъемлемой частью любой многополосной акустической системы являются разделительные фильтры, обеспечивающие подведение к каждой динамической головке только тех частот сигнала, для воспроизведения которых она предназначена. Общее число фильтров равно числу головок. В зависимости от полосы частот, для воспроизведения которых предназначена головка, различают низко-, средне- и высокочастотные динамические головки. Рекомендуемые значения граничных частот разделительных фильтров 500 Гц, 1, 2, 3, 4, 8 кГц.
Корпус акустической системы в области средних и высоких частот вносит также значительные искажения в воспроизводимый сигнал из-за колебаний стенок корпуса и заключенного в них объема воздуха. Это приводит к изменению формы АЧХ: снижению уровня звукового давления на низких частотах и увеличению неравномерности на средних; возрастанию нелинейных искажений и увеличению переходных процессов, что ухудшает качество звучания акустических систем, внося так называемые "ящичные" (boxes) призвуки. Анализ механизмов возникновения звукоизлучения из-за вибраций стенок корпуса показывает, что существуют два пути передачи колебаний от громкоговорителя к стенкам корпуса:

  • - возбуждение колебаний внутреннего объема воздуха в корпусе от тыльной поверхности диафрагмы и передача через него колебаний на стенки корпуса;
  • - прямая передача вибраций от диффузородержателя на переднюю стенку, а от нее на боковые и на заднюю.

В области частот примерно до 600 Гц существенный вклад вносят оба механизма передачи, на более высоких частотах в основном играет роль второй механизм. Для уменьшения влияния этих явлений используют различные конструктивные меры, а также различные способы звуко- и виброизоляции и поглощения. Для уменьшения передачи колебаний за счет внутреннего объема корпуса и демпфирования его внутренних резонансов применяют различные методы звукопоглощения: обычно корпус полностью или частично заполняется тонковолокнистыми упругопористыми материалами (синтетические волокна, минеральная вата и др.). Для увеличения коэффициента поглощения в области низких частот необходимо увеличивать толщину и плотность заполнения. Однако чрезмерное заполнение корпуса звукопоглощающим материалом может привести к снижению уровня звукового давления на низких частотах и к излишней "сухости" басов. Рекомендуемая плотность заполнения составляет 8-11 кг на куб. м. За последние годы создано новое поколение звукопоглощающих материалов, обеспечивающих эффективное демпфирование резонансных колебаний внутреннего объема в заданной области частот. В некоторых моделях используются перфорированные и сотовые панели поглотителей внутри корпуса. Внесение поглотителя значительно снижает неравномерность АЧХ Для уменьшения колебаний стенок корпуса необходимо применение мер, направленных на увеличение его звукоизолирующей способности. Звукоизолирующая способность корпуса акустической системы состоит в следующем: часть звуковой энергии, излучаемой внутрь корпуса диафрагмой громкоговорителя, поглощается в слоях звукопоглощающего материала, часть попадает на стенки корпуса. В стенках происходят следующие процессы: некоторая доля энергии возвращается обратно внутрь корпуса, другая рассеивается в материале стенок из-за потерь на трение и остаточную деформацию, третья проходит в окружающую среду за счет упругих продольных и поперечных колебаний стенок и через щели и поры в материале. Задача выбора конструкций стенок корпуса состоит в том, чтобы максимально увеличить коэффициент звукоизоляции, то есть уменьшить долю прошедшей энергии по отношению к падающей. Коэффициент звукоизоляции существенно зависит от жесткости и массы стенок. Поэтому для уменьшения общего уровня звукоизлучения от стенок (то есть для повышения их звукоизоляции) применяются различные меры для повышения их жесткости и массы.

  • 1. Использование для стенок тяжелых и жестких материалов: кирпича, мрамора, пенобетона и др. Эффект звукоизоляции получается очень хороший (до 30 дБ и более), соответственно улучшается качество звучания акустических систем. Но такие корпуса оказываются слишком тяжелыми и дорогими для широкого применения, что затрудняет их изготовление и эксплуатацию. Поэтому в качестве материалов для корпусов обычно используются: многослойная фанера, древесностружечная плита (ДСП), древесноволокнистая плита (ДВП) и др. (толщина фанеры для боковых стенок выбирается в пределах 18...20 мм, для лицевых — 20...40 мм).
  • 2. Применение многослойных материалов из слоев различной жесткости и плотности, что позволяет существенно уменьшить колебания стенок.
  • 3. Использование специальных вибропоглощающих покрытий стенок корпуса. В зависимости от диапазона резонансных частот стенок выбираются "жесткие", "мягкие" или армированные покрытия.
  • 4. Применение конструктивных мер: ребер жесткости, стяжек, распорок между стенками, разделение корпуса на отдельные отсеки и т. д.