Вирусы как живые организмы. Является ли вирус живым организмом

Вирусы открыты Д.И.Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики).

Если вирусы выделить в чистом виде, то они существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). Из-за этого многие ученые считают вирусы промежуточной стадией между живыми и неживыми объектами.


Вирусы - это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) - это не клетки:

  • вирусы гораздо меньше клеток;
  • вирусы гораздо проще клеток по строению - состоят только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, состоящей из множества одинаковых молекул белка.
  • вирусы содержат либо ДНК, либо РНК.

Синтез компонентов вируса:

  • В нуклеиновой кислоте вируса содержится информация о вирусных белках. Клетка делает эти белки сама, на своих рибосомах.
  • Нуклеиновую кислоту вируса клетка размножает сама, с помощью своих ферментов.
  • Затем происходит самосборка вирусных частиц.

Значение вирусов:

  • вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.)
  • некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.

СПИД

Вирус СПИДа очень нестоек, на воздухе легко разрушается. Заразиться им можно только при половых контактах без презерватива и при переливании зараженной крови.

Ответ


Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: 1) бактериофаг, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида
Б) клеточная стенка из муреина
В) вне организма находится в виде кристаллов
Г) может находиться в симбиозе с человеком
Д) имеет рибосомы
Е) имеет хвостовой канал

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология
2) микология
3) бактериология
4) гистология

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус СПИДа поражает в крови человека
1) эритроциты
2) тромбоциты
3) лимфоциты
4) кровяные пластинки

Ответ


Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом?
1) лишайников
2) грибов
3) прокариот
4) простейших

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь
1) эритроциты
2) тромбоциты
3) фагоциты
4) лимфоциты

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает
1) в лимфе
2) в грудном молоке
3) в слюне
4) на воздухе

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность

Ответ


Ответ


1. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход вируса в окружающую среду
2) синтез белка вируса в клетке
3) внедрение ДНК в клетку
4) синтез ДНК вируса в клетке
5) прикрепление вируса к клетке

Ответ


2. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосинтез ДНК и белков бактериофага бактериальной клеткой
2) разрыв оболочки бактерии, выход бактериофагов и заражение новых бактериальных клеток
3) проникновение ДНК бактериофага в клетку и встраивание его в кольцевую ДНК бактерии
4) прикрепление бактериофага к оболочке бактериальной клетки
5) сборка новых бактериофагов

Ответ


Ответ



1) имеют неоформленное ядро
2) размножаются только в других клетках
3) не имеют мембранных органоидов
4) осуществляют хемосинтез
5) способны кристаллизоваться
6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

Ответ


Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют клеточное строение
2) имеют неоформленное ядро
3) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой
4) относятся к свободноживущим формам
5) размножаются только в других клетках
6) являются неклеточной формой жизни

Ответ


1. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен: 1) прокариоты, 2) вирусы.
А) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
В) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции

Ответ


Ответ


Ответ


Ответ


Ответ


Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Обмен веществ как свойство живого характерен для
1) вирусов растений
2) простейших
3) почвенных бактерий
4) вирусов животных
5) бактериофагов

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Урок для дистанционного изучения.

Учитель Никандрова Н.Н.

Школа №576 Василеостровского района.

Тема: В И Р У С Ы.

В И Р У С Ы ------ Ч Т О или К Т О это?

ЖИВОЕ или НЕЖИВОЕ?

Попробуем выяснить это вместе.

Цель: Сформировать знания о вирусах: об особенностях строения и жизнедеятельности, отметить заболевания вызываемые вирусами, сообщить об опасности заражения вирусом СПИДа.

Вы должны знать:

    История открытия вирусов

    Строение вируса

    Особенности жизнедеятельности вирусов

    Отрицательное воздействие вирусов на живые организмы: заболевания, вызываемые вирусами.

    Что такое бактериофаг.

1. Немного истории

Ох уж эти болезни: грипп, корь, гепатит, оспа. Какие неведомые микроорганизмы вызывают эти заболевания? Как их остановить? Этот вопрос стоял перед учёными с давних времён.

1892 год. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920) устанавливает: - возбудитель болезни табачной мозаики настолько мал,

что даже невиден в микроскоп при самом

большом увеличении. Это либо мельчайшая

бактерия, либо ядовитые вещества, которые

они выделяют. Но это оказалась не бактерия.

Позже учёным удалось установить, что по

химической структуре это нуклеопротеины

(нуклеиновые кислоты и белки).

Увидеть вирусы удалось в электронный

микроскоп спустя 50 лет после их открытия.

И именно вирус табачной мозаики был Растение, пораженное вирусом табачной

сфотографирован первым. А дал название мозаики.

«VIRUS» - яд – Луи Пастер.

2. Строение вируса

А теперь давайте и мы с вами побудем немного учёными и попробуем описать строение вируса.

Опишите строение вируса табачной мозаики.

Группы вирусов по строению

простые сложные

состоят из нуклеиновой кислоты - состоят из нуклеиновой кислоты -

ДНК или РНК и белковой оболочки ДНК или РНК, белковой оболочки,

(капсида) могут содержать липопротеидную

(вирус табачной мозаики) мембрану, углеводы и ферменты

(вирус гриппа, герпеса)

В состав вирусов входят двухцепочечные ДНК и одноцепочечные РНК, встречаются одноцепочечные ДНК и двухцепочечные РНК. Капсид защищает генетичесий материал вируса от действия ферментов и ультрафиолетового излучения.

3. Особенности жизнедеятельности вирусов

Работа с текстом. Прочтите текст и заполните таблицу.

Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка её лопается и вирусы выходят из клетки хозяина.

Сравнение вирусов с живой и неживой природой

    Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами.

Болезни человека

Болезни животных

Болезни растений

  1. Бешенство

    Полиомиелит

    Жёлтая лихорадка

  2. Краснуха

    Некоторые злокачественные опухоли

    Инфекционная анемия лошадей

    Чума свиней и птиц

1. Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов, карликовость, скручивание листьев, желтуха.

В последние годы обнаружен вирус ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита.

При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета.

Вирус, вызывающий СПИД, содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови, поражая Т-лимфоциты. Вследствие этого снижается их функциональная активность.

5. Бактериофаги.

Известны вирусы, которые поселяются в клетки бактерий. Они называются БАКТЕРИОФАГАМИ. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки.

Поэтому их используют для лечения бактериальных заболеваний таких как дизентерия, брюшной тиф, холера.

Строение бактериофага поселившегося в клетку кишечной палочки.

З А К Р Е П Л Е Н И Е И З У Ч Е Н О Г О М А Т Е Р И А Л А

1. Сравните вирусы с клеткой и ответьте на вопрос : в чём отличие вируса от клетки?

2. Выберите вариант правильного ответа:

1. Вирусами называют:

1. эукариоты

2. неклеточные формы жизни

3. прокариоты.

4. мельчайшие бактерии

2. Вирусы размножаются:

1. самостоятельно

2. только в бактериальной клетке

3. в клетке хозяина

4. не размножаются вовсе

3. В строение вирусов обязательно входит

1. ДНК, РНК

4. углеводы

4. Бактериофагом называют:

1. Определённый вид вируса

2. Определённый вид бактерий

3. Вирусы, поселившиеся в клетку бактерий

4. Бактерию, поселившуюся в капсид вируса

5. Заболевание, вызываемое вирусом

1. Гепатит

3. Дизентерия

4. Сколиоз

3. Вставьте пропущенные слова: Вирусы считают_________________ формами жизни.

Они не потребляют _______________, не вырабатывают ________________________, не растут, у них нет _____________________________________. Поселившийся вирус в бактериальную клетку называют _____________________________________.

Дополнительная литература для изучения данной темы.

    А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 классы п.20 с. 78.

    А.О.Рувинский «Общая биология» для учащихся 10-11 классов. П18, с. 106-112.

    Ю.И. Полянский «Общая биология» 10-11 классы. П. 36.с 144.

    Д.К.Беляев. Общая биология 10-11 классы. П.18.с.67.

    А.А. Каменский, Е,А. Криксунов, В.В.Пасечник «БИОЛОГИЯ. Введение в общую

Биологию и экологию» с 37-39.

Пояснительная записка.

Урок по теме «Вирусы» разработан как для учащихся 9 класса, так и для

учащихся 11 класса с учётом самостоятельного изучения. Материал

изучения отражает самые основные моменты открытия, строения,

жизнедеятельности, размножения вирусов,

строения бактериофага, перечислены заболевания передаваемые вирусами.

Информация изложена простым доступным для учащихся языком.

Информационный материал пересекается с предложением выполнить те или

иные задания, а в конце материала проверить знания изученной темы.

Для закрепления материала предложены задания разной формы: вопрос со

свободным ответом, вопросы в форме теста и биологического диктанта.

Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ

Тема: вирусы

1. Задания части А

1) вирус 2)бактерия 3)клетка гриба 4)органоид клетки

1) бактериофаги 2) хемотрофы 3) автотрофы 4) цианобактерии

1) синезелёные 2) вирусы 3) бактерии 4) простейшие

1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы

1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы

4) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка

1)гриппа 2)бешенства 3)полиомиелита 4)натуральной оспы

4) не вырабатывают энергию

Ответы к заданию части А.

1. Задания части А , с выбором одного верного ответа.

1. Какой объект изображён на рисунке

1) вирус 2)бактерия 3)клетка гриба 4)органоид клетки

2. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки хозяина осуществляют

1) бактериофаги 2) хемотрофы 3) автотрофы 4) цианобактерии

3. Не имеют клеточного строения

1) синезелёные 2) вирусы 3) бактерии 4) простейшие

4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы

5. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, поэтому его относят к

6.Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, нуклеотиды, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков –

1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы

7. Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как

1) разрушает клеточную оболочку

2) клетка теряет способность к редупликации

3) разрушает митохондрии в клетке хозяина

4) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка

8. К ДНК-содержащим вирусам относится возбудитель

1)гриппа 2)бешенства 3)полиомиелита 4)натуральной оспы

9. Наука, изучающая неклеточные формы жизни.

10. Вирусы сходны с неживыми структурами тем, что:

1) способны размножаться 2) способны развиваться

3) обладают наследственностью и изменчивостью

4) не вырабатывают энергию

Задания части В.

.

1. Вирусы – это формы жизни, которые:

    состоят их отдельных вирусных частиц – вирионов.

    могут вызывать заболевания у растений, животных и человека.

    имеют ядро и органоиды

1. Не способны расти

2. Способны размножаться в клетке хозяина

4. Обладают наследственностью и изменчивостью

5. Не способны расти

6. Синтезируют свои белки.

В) синтез вирусных белков

в клетку организма 2. Вирусы

Б) встраивают своё ДНК в ДНК клетки хозяина

В) являются прокариотами

Г) имеют рибосомы

Ответы к заданиям части В.

Задания с выбором нескольких верных ответов .

Вирусы – это формы жизни, которые:

    могут функционировать как вне клетки, так и попав в клетку хозяина.

    состоят их отдельных вирусных частиц – вирионов.

    могут вызывать заболевания у растений, животных и человека.

    имеют ядро и органоиды

    вызывают заболевание – дизентерия.

2. Вирусы сходны с живыми организмами тем, что:

1. Не способны расти

2. Способны размножаться в клетке хозяина

3. Образуют кристаллическую форму существования

4. Обладают наследственностью и изменчивостью

5. Не способны расти

6. Синтезируют свои белки.

Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки.

Б) проникновение ДНК вируса в клетку

В) синтез вирусных белков

Г) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина

Д) формирование новых вирусов

Задание на установление соответствия

Установите соответствие между строением и функцией форм жизни и их представителей

Строение и функции форм жизни формы жизни

А) могут функционировать, только попав 1. Бактерии

в клетку организма 2. Вирусы

Б) встраивают свою ДНК в ДНК клетки хозяина

В) являются прокариотами

Г) имеют рибосомы

Д) генетический материал окружён капсидом

Е) вызывают заболевание туберкулёз

Задания части С со свободным развёрнутым ответом.

Задания со свободным ответом, контролирующие умения работать с текстом.

    Какие признаки характерны для вирусов?

    Каково действие вируса СПИДа на организм?

О тветы к заданиям части С.

Задания со свободным ответом, контролирующие умения работать с текстом.

1. Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

    В 1892 году В.И.Вернадский описал свойства вирусов.

    Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию.

    Отдельные вирусные частицы – вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.

    Внутри каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами белка.

    Генетический материал вируса окружён капсидом – липидной оболочкой.

(допускаются другие варианты ответа)

Элементы ответа:

    1 – В 1092 году описал свойства вирусов Д.И.Ивановский.

    4 – Внутри каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами ДНК.

    5 – Генетический материал вируса окружён капсидом – белковой оболочкой.

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

В ответе указаны и исправлены две ошибки, ИЛИ указаны три ошибки, но исправлены только две из них

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена 1 из них

Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

Максимальный балл

    Какие признаки характерны для вирусов.

(допускаются другие формулировки ответа не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) неклеточные формы жизни;

2) генетический материал (ДНК или РНК) окружён белковой оболочкой;

4) не имеют собственного обмена веществ (могут функционировать только в клетках хозяина)

Ответ неправильный

Максимальный балл

1. Вирусы обитают только в клетках.

2. Молекула ДНК вирусов или их геном может встраиваться в геном клетки хозяина.

3. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков.

4. Попав в клетку живого организма может существовать неопределённо долгое время.

Ответ включает 4 названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2-3 названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

    Каково действие вируса СПИДа на организм.

(допускаются другие варианты ответа, не искажающие его смысла)

    Вирус СПИДа специфически связывается с клетками крови

    Вирус поражает Т-лимфоциты

    Снижается их функциональная активность Т-лимфоцитов.

    Происходит повреждение системы клеточного иммунитета.

Ответ включает 4 названных выше элемента и не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2-3 названных выше элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2Документ

Употреблять или попробуйте отрегулировать... этой организации, поэтому и остался жив . Заканчивая эту тему ... выясните , что ему дороже вы или эта вонючая сигарета, или ... этих гастролёров резко поубавилось, а вместе с этим ... неестественной неживой пищи...

  • Все события и персонажи являются авторским вымыслом. Любые совпадения имён, фамилий и должностей персонажей с реальными именами живых или умерших людей, а такж

    Документ

    С реальными именами живых или умерших людей, а... на корточки и попробовал пальцем липкую... все живые и неживые объекты представляли... . - Итак, выяснили , что гипоталамус... есть живого наставника. Мотивируют это тем , ... это шутка, посмеяться вместе , а если это ...

  • Информационный подход Социум как единство социальной энтропии-негэнтропии

    Документ

    ... это «живая пустота» в полном смысле этого ... и неживые системы... этим понятиям. Определение направления течения социального времени, связанный с тем или ... Продолжая это «мучение», следует попробовать совместить... способного выяснить существо... . Вместе с тем , ...

  • Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд как социально-психологическая реальность

    Документ

    Управления в живых и неживых системах... вместо "духовенство", "аппаратчики" - вместо "сотрудники", "торгаши" - вместо ... . Попробуем порассуждать в этом направлении... или тем , что мы допускаем наличие только одного источника света? Чтобы выяснить это ...

  • Эту книгу я посвящаю моим родителям: Синельниковым Владимиру Ивановичу и Валентине Емельяновне и родителям моей жены: Корбаковым Анатолию Алексеевичу и Лиди

    Документ

    ... попробуйте снова. Вместо ощущений подсознательный разум может дать ответ в виде зрительного образа или ... этом . Обжорство - это огромная агрессия против живой и неживой ... выяснили , что такое проблемное поведение в отношении спиртного было обусловлено тем ...

  • Вирусы являются заразными, крошечными и довольно противными. Но живы ли они?

    Не совсем, хотя это зависит от того, что вы имеете в виду под определением «живой». Живые существа, такие как растения и животные, содержат клеточный механизм, который позволяет им самовоспроизводиться. Вирусы же являются свободными формами ДНК или РНК, которые не могут воспроизводиться самостоятельно.

    "Скорее всего, вирусы должны вторгаться в живой организм, чтобы иметь способность к размножению", — сказал доктор Отто Янг, профессор медицины и микробиологии, иммунологии и молекулярной генетики в школе медицины Университета Калифорнии, Лос-Анджелес.

    Вирусы состоят из РНК или ДНК. Они просто копируют самих себя, захватывая механизм клеток для собственной репликации.

    Характеристики жизни

    Бесчисленные философы и ученые обсуждали, как определить, является ли какой-то объект живым. Согласно принятой характеристике жизни, все живые существа должны иметь возможность реагировать на раздражители, расти с течением времени, производить потомство, поддерживать стабильную температуру тела, усваивать энергию, состоять из одной или нескольких элементарных ячеек и адаптироваться к окружающей среде.

    Тем не менее существует форма жизни, которая не подходит под каждую из этих характеристик. Большинство гибридных животных, таких как мулы (гибриды ослов и лошадей), не могут размножаться, потому что являются стерильными. Кроме того, камни могут расти, хотя и пассивным способом, с помощью нового материала, протекающего через них. Но эта проблема классификации уходит, когда используется более простое определение жизни.

    Простые определения жизни

    "Возьмите кошку, растение и камень и оставьте их в комнате на нескольких дней, — сказал Амеш Адалджа — врач и научный сотрудник Центра Джона Хопкинса по безопасности в области здравоохранения в Балтиморе. — Когда вы вернетесь, кошка и растение поменяются, но камень, по сути, останется тем же самым".

    Как и камень, большинство вирусов останутся неизменными, если их оставить на неопределенное время в комнате. Кроме того, ученый отметил, что живые существа отличаются самогенерируемыми и самодостаточными действиями. Это означает, что они могут искать средства к существованию и вести себя так, чтобы быть в безопасности. Другими словами, они принимают меры, необходимые для поддержания дальнейшей жизни. К примеру, растение использует корни, чтобы найти воду, а животное способно отправиться на поиски пищи.

    В отличие от растений или животных, вирусы не способны на самогенерируемые или самодостаточные действия.

    Инертные объекты

    Доктор Адалжа считает, что вирусы нельзя классифицировать как живые организмы. Они, по существу, инертны, если не вступают в контакт с живой клеткой. Существуют некоторые характеристики вирусов, которые определяют их место на границе с живыми существами: у них есть генетический материал — ДНК или РНК. Таким образом, вирусы нельзя назвать неживыми, как, к примеру, камень, но в то же время ученые не могут отнести их к категории живых существ. По сути, они даже не могут достичь уровня бактерий.

    Все зависит от вашей точки зрения

    Доктор Ян согласен с этими выводами. Он говорит, что без клетки вирус не может размножаться. С этой точки зрения, вирусы действительно неживые, если вы считаете, что главным признаком жизни является ее способность воспроизвести себя независимо от других условий.

    Тем не менее, если ваше определение жизни зависит от того, может ли объект делать собственные копии с помощью других, то вирусы определенно можно назвать живыми.

    Считается, что самыми первыми формами жизни на Земле были похожие на РНК молекулы. При правильных условиях они могли делать копии себя. Вирусы, возможно, произошли от этого предка, но утратили способность к самовоспроизведению.

    Доводы за то, что они живые:

    • Молекулярная организация такая же, как у клетки живого организма: НК, белки, мембраны. С молекулярной точки зрения = это нормальный вариант жизни. Внутри живых объектов находят нуклеотидные последовательности сходные с нуклеотидными последовательностями вирусов.
    • Вирусы имеют почти все свойства живого кроме развития.

    Доводы за то, что они неживые:

    • Не имеют клеточного строения
    • Если поместить вирус под микроскоп и наблюдать за ним, то ничего не происходит. Для того, чтобы оно «начало жить», его нужно ввести в клетку. НО! Клетка – окружающая среда вируса. Если поместить живой организм в вакуум, то он умрет. Точно так же и вирус, для него воздушная среда – вакуум. Сухое семя растения может тысячелетиями лежать не проявляя свойств живого, до тех пор, пока не попадет в воду, замерзшая во льду лягушка, высохший в коконе чешуйчатник, всех можно оживить, поместив в подходящую среду, как и вирус.

    Признак живого – большая степень самоупорядоченности. Матричный синтез – высшая степень упорядоченности, следовательно вирусы – живые. Однако наиболее просто устроенные вирусы – это молекулы ДНК, если вирусы живые, то и ДНК – живое.

    Главный смысл жизни – продолжение жизни! Продолжение жизни – воспроизведение генетической информации. В эту схему хорошо укладывается то, что ДНК – живая. Некоторые транспозоны способны воспроизводиться по принципу репликации ДНК (ДНК – транскрипция). Смысл существованья транспозона вообще – воспроизведение отдельных участков генетической информации, причем каждый участок сам по себе. Все это привело к возникновению Selfish DNA – эгоистичная ДНК. ДНК способно к интенсивному воспроизведению; ДНК в ходе эволюции выработало такую среду, чтобы существовать – КЛЕТКА .

    Итог: если принять, что вирусы живые то – клеточная теория живого отвергается; если вирусы живые, то и ДНК – живая; все более сложные структуры (кроме ДНК) имеют лишь одну цель – способствовать воспроизведению ДНК. В ходе эволюции создается клетка и ДНК «поняла», что это хорошо. Потом хорошо бы разделить на компартменты – возникли эукариоты. Хорошо бы рекомбинироваться – половое размножение. Потом многоклеточные существа. Среды обитания ДНК приспосабливались к окружающей среде, т. к. взаимоотношения с окружающей средой очень сложные, то возник разум. Следовательно, человек живет лишь для воспроизведения собственной генетической информации.

    Выдвинута в 60 годы. Некоторые вирусы способны инфицировать клетку в виде голой ДНК, следовательно, основа жизни – это ДНК, следовательно, ДНК – живая. Доводы за эту концепцию:

    1. Существование вирусов
    2. В клетках разных живых организмов есть нуклеотидные последовательности, не предназначенные ни для чего, кроме своего воспроизведения – транспозоны, они содержат генетическую информацию, которая отвечает за перемещение транспозона. Есть 2 типа транспозонов:
    • Транспозоны 1 класса, ретротранспозоны. Ретротранспозонымобильные генетические элементы. Могут легко менять последовательность генетической информации. Перемещаются по геному путём обратной транскрипции с их РНК. Они мигрируют, при этом исходная копия остается на месте, а другая интегрируется в другое место. Внутренняя область очень похожа на генетический материал ретровирусов, но без области, кодирующей белок капсида. Ретровирусы – идет метод обратной транскрипции (ДНК по РНК). Сначала были ретровирусы. Они были в клетках и со временем утратили капсид, став транспозонами. Другая точка зрения – сначала были транспозоны. Но со временем по каким-то причинам появился капсид, позволяющий выйти транспозонам из клетки в виде ретровирусов.
    • ДНК-транспозоны, вырезаемые белками и переносимые ими в другое место, имеют только функцию самораспространения.
    1. ДНК – живой объект, который строит вокруг себя подходящую среду – клетку. ДНК отслеживает процессы размножения ДНК без размножения организма, пример бесплодные муравьи.
    2. Важно, насколько эффективно воспроизводится ДНК, судьба организма не важна.
    3. Концепция Вейсмана: в организме высшего животного можно выделить 2 типа структур:
    • Зародышевый путь – более ценный, от клеток эмбриона к репродуктивным клеткам
    • Сома – все остальные клетки, с генетической информацией можно делать что угодно

    У аскариды клетки сомы выбрасывается множество фрагментов ДНК – диминуция ДНК.

    Информация – это неоднородность пространства, созданная специально. Вирусы обладают генетической информацией, которая устроена так же как и у других живых существ.

    У вирусов

    Нет Есть Нет

    Биология развития

    Детерминированное дробление – дробление, которое начинает быть видным очень рано. Наиболее яркий пример: нематоды. У них можно до клеток просчитать, сколько их в каждом сегменте (считают ядра).

    Caenorhabditis ebgans (нематода). У взрослой особи количество соматических ядер – 959. Если на одно меньше или больше – мутант по развитию. Для каждой клетки определена судьба. Некоторые клетки, образовавшиеся из первых, должны умереть. Это явление получило название апоптоз . У человека апоптоз проявляется как разделение кисти (лопаточка на ранних стадиях) на пальцы. Некоторые клетки отмирают, что позволяет образовываться пальцам.

    У млекопитающих детерминация намного слабее, есть стволовые клетки, но, получив специализацию, они уже не могут вернуться обратно, это называется терминальная дифференцировка .

    Экология

    Экология изучает взаимоотношение живых организмов с окружающей средой. Любые трофические отношения состоят из элементарных частей. Центральным звеном любых экологических отношений являются разнообразные биологические ответы – это система адекватных реакций организма на определенный внешний или внутренний сигнал.

    Биология – наука о жизни. Не известно, кто впервые ввел этот термин в науку. Считают, что это понятие ввели независимо друг от друга два ученых (один из них Ламарк). Применяли это понятие и до Ламарка, например, Линней, но, скорее всего, в другом значение.

    Каждую науку можно раздробить на более «мелкие» (узкоспециализированные). На пересечение строк и столбцов получаем реально существующую науку.

    Есть науки, которые в этот способ классификации не вписываются. Науки, возникшие на границе естественных наук.

    В какой-то степени эти науки синтетические.

    Науки, которые изучают все многообразие сразу, используя методы всех наук: молекулярная биология, эволюционное учение, систематика – описание существующего и существовавшего многообразия видов и их распределение в системе в зависимости от их филогении. Эволюционное учение, систематика – это синтетические наука.